Существует много версий появления древних женских височных украшений. По одной из них, самым древним женскими головными украшениями были цветы. Из них плели венки, вплетали в косы. Выйдя замуж, славянская женщина убирала волосы под головной убор. В качестве имитации цветов и появились носимые около уха украшения. По всей видимости, эти украшения имели древнее название «усерязь» (от слова ухо), хотя наибольшую известность приобрели по кабинетному названию – «височные кольца».

По внешним и технологическим признакам височные кольца делятся на группы: проволочные, бусинные, в которой выделяется подгруппа ложнобусенные, щитковые, лучевые и лопастные.


Величина и форма проволочных колец служат признаком для выделения в них отделов: перстнеобразных, браслетообразных, среднего размера колец и фигурных. Среди первых трех отделов существует деление на типы: замкнутые (со спаянными концами), завязанные (варианты: с одним концом и двумя концами), простые несомкнутые (рис. 1); с заходящими концами (варианты: крестообразные, в полтора – два оборота (рис. 2), с перегибом; загнутоконечные; S-конечные (рис. 3); плоскоушковые; крюкоконечные; петлеконечные; втульчатые .

Самые малые из проволочных перстнеобразные либо нашивали на головной убор, или вплетали в волосы. Они были широко распространены в X-XIII вв. по всему славянскому миру и не могут служить ни этническим, ни хронологическим признаком. Однако, полуторооборотные замкнутые проволочные кольца свойственны для юго-западной группы славянских племен .

Бужане (волыняне), древляне, поляне, дреговичи.

Для них характерны проволочные перстнеобразные височные кольца диаметром 1 до 4 см. Наиболее частыми являются кольца с несомкнутыми и заходящими друг на друга концами и, как разновидность последних, полуторооборотные кольца. Гораздо реже попадаются кольца загнутоконечные и S-конечные, а также полихромные, однобусенные и трехбусенные зерненые кольца.

Северяне.


Этнографическим признаком северян являются проволочные фигурные спиральные кольца XI-XII вв., (рис. 4). Женщины носили их по два – четыре с каждой стороны . Данный вид колец произошел от сприральных височных украшений, распространенных на левобережье Днепра в VI-VII вв., (рис. 5).

К наследию более ранних культур можно отнести встречающиеся на памятниках северян лучевые ложнозерненые литые височные кольца VIII-XIII вв., (рис. 6) Они представляют собой поздние копии дорогих ювелирных украшений. Кольца XI-XIII вв. отличаются небрежностью изготовления .

Смоленско-полоцкие кривичи.


У смоленско-полоцких кривичей были браслетообразные проволочные височные кольца. Они крепились кожаными ремешками к изготовленному из бересты или ткани головному убору типа кички от двух до шести у каждого виска . В основном это были кольца с двумя завязанными концами (XI – начале XII в.) и одним завязанным концом (XII-XIII вв.) . В верховьях рек Истры и Клязьмы выявлен значительный процент встречаемости S-конечных колец (X-XII вв.), в то время как других регионах они встречаются достаточно редко, (рис. 7).

Псковские кривичи.


На этой территории встречаются браслетообразные проволочные височные кольца с заходящими концами крестообразные и загнутоконечные. Иногда к кольцам подвешивались на цепочках бубенчики с крестообразной прорезью (X-XI вв.) или трапециевидные (иногда подтреуголье) привески с циркульным орнаментом, (рис. 8).

Для словен новгородских характерны щитковые височные кольца . Наиболее ранним типом является кольцо диаметром 9-11 см с четко вырезанными ромбическими щитками, внутри которых пунктиром был изображен крест в ромбе. Окончания креста оформлялись тремя кружками. Оба конца кольца завязывались или один из них заканчивался щитком. Такой тип называется классическим ромбощитковым . Он бытовал в XI – первой половине XII вв. Для конца XI-XII вв. характерен рисунок креста в ромбе и четырьмя кружками на поле. Со временем щитки становятся сглаженными, а затем и овальными. В орнаменте крест заменяют кружки или выпуклины. Уменьшается и размер колец. Характерными для конца XII-XIII вв. являются втульчатоконечные кольца, орнаментированные выпуклинами или продольным ребром . Способ ношения этих колец аналогичен проволочным браслетообразным.

В XIII-XV вв. у словен новгородских широкое распространение получают серьги в виде перевернутого знака вопроса , (рис. 9).

Анализируя символику этих типов височных колец Б.А. Рыбаков пишет: «Круглая кольцевидная форма, позволяющая говорить о солярной символике, была у височных колец дреговичей, кривичей и словен новгородских. У словен большое проволочное кольцо расплющивалось в 3-4 местах в ромбические щитки, на которых гравировалась крестообразная фигура или квадратная "идеограмма нивы". В этом случае солнечный символ - круг - сочетался с символом земного плодородия».

Вятичи и Радимичи.


Лопастные и лучевые кольца.
Самые ранние лучевые кольца, (рис. 10), относятся к Роменской и Боршевской культурам VIII-X вв. . Образцы XI-XIII вв. отличаются грубой выделкой . Бытование древнейшего типа семилопастных колец относится к XI в., (рис. 11).

В своей работе Т.В. Равдина отмечает, что «древнейшие семилопастные височные кольца размещены, за одним исключением, за пределами ареала классических семилопастных колец». В той же работе говорится так же, что «постепенного хронологического и морфологического перехода от древнейших семилопастных XI в. к семилопастным москворецким XII-XIII вв. нет». Однако находки последних десятилетий показывают, что это не совсем так. Например, несколько древнейших семилопастных колец найдено в Звенигородском районе Московской области . По имеющимся у меня достоверным данным, фрагменты этого типа колец часто встречаются наряду с фрагментами, как его называют археологи, первого типа простого семилопастного кольца, (рис. 12), на поле, близ бывшего (почти полностью уничтожено оползнями в реку) городища Дуна (Тульская обл., Суворовский р-н).


По данным археологов этот тип бытовал на рубеже XI-XII вв., а стало быть, несмотря на отсутствие переходной формы, мог быть следующей ступенью развития семилопастного кольца . Для данного типа характерны малые размеры, каплевидные, скругленные лопасти и отсутствие боковых колечек. В первой половине XII в. на кольцах появляются боковые колечки, заштрихованный орнамент, заходящий на каждую лопасть острыми кончиками, секировидная форма лопасти, (рис. 13).

В середине века существовало много переходных вариантов семилопастных колец. Например, бывают кольца: с боковыми колечками и каплевидными лопастями; с орнаментом и каплевидными лопастями; с секировидными лопастями, но с незаходящим на них орнаментом и т.д. Для поздних колец характерно наличие всех трех признаков, (рис. 14).

Развитие семилопастного кольца во второй половине XII-XIII вв. идет по пути увеличения размеров, а так же усложнения узоров и орнаментов. Существует несколько типов сложных колец конца XII – начала XIII вв., но все они достаточно редки. Количество лопастей может быть также три или пять, (рис. 15), однако их количество не влияет ни на типологию, ни на хронологию."

Нельзя не обойти вниманием одну неувязку, отмеченную Т.В. Равдиной . Дело в том, что район, где выявлено наибольшее количество поздних семилопастных колец, а именно Подмосковье, согласно летописям вятическим не был. Напротив, летописные вятические верховья Оки характеризуются небольшим количеством находок этого типа колец. Отсюда встает законный вопрос: правомерно ли считать поздние семилопастные кольца атрибутом племени вятичей?


Следует отметить, что древнейший тип семилопастных колец так же часто встречается на земле Радимичей и его определяют, как прототип семилучевых, (рис. 16), XI-XII вв. . Подмечая этот факт, Б.А. Рыбаков делает вывод, что данный «тип попал, очевидно, волго-донским путем в землю Вятичей и Радимичей, был хорошо воспринят местным населением и просуществовал, видоизменяясь, до XIII в., дав начало радимичским семилучевым височным кольцам X - XI вв. и вятическим семилопастным XII в., дожившим до татарского нашествия. В основе его кольцо, в нижней части которого торчат вовнутрь несколько зубчиков, а вовне - более длинные треугольные лучи, часто украшенные зернью. Связь с солнцем ощущается даже в научном наименовании их - "семилучевые". Впервые попавшие к восточным славянам кольца этого типа не были чьим-либо племенным признаком, но со временем закрепились в радимичско-вятических землях и стали в X - XI вв. таким признаком этих племен. Носили семилучевые кольца на вертикальной ленте, пришитой к головному убору». Подобные наборы украшений называются ленточными .

Городские украшения.

К ленточным относятся и украшения с бусинными височными кольцами . От перемещений насаженные на кольцо бусины фиксировались обмоткой тонкой проволокой. Эта обмотка создавала также интервалы между кольцами.


Бусинные височные кольца имеют разновидности : гладкие, имеют варианты: кольца с бусинами одинакового размера, X - нач. XIII вв., (рис. 17), и кольца с бусинами разного размера, XI - XIV вв.; ложчатые XI-XII вв.; гладкие со сканью, (рис. 18); мелкозерненые (рис. 19); крупнозерненые XII-XIII вв.; ажурно-филигранные, (рис. 20); зернено-филигранные XII в., (рис. 21); узелковые XI в., (рис. 22); комбинированные, (рис. 23); полихромные X-XI вв., с бусиной из пасты, стекла, янтаря или камня .


Отдельно следует выделить височные кольца с бусинами сложной формы, украшенными сканью, (рис. 24). Данный тип, называемый Киевским был широко распространен в XII- первой половине XIII в. в княжествах, находившихся на территории современной Украины.


В сельской местности, кроме Суздальского ополья, бусинные кольца встречаются не часто, но они были широко распространены среди зажиточных горожанок. Ленты с набором трехбусинных колец обычно завершались связкой из двух-трех подобных колец или утяжеленной красивой привеской, (рис. 25).

С первой половины XII в. такой привеской стал звездчатый колт с широкой дужкой и уплощенным верхним лучом, (рис. 26). Во второй половине столетия вместо верхнего луча появляется лунничная часть с узкой дужкой.

Существовали подобные колты и из серебра, (рис. 29). Они украшались чернью. Излюбленными мотивами были изображения русалок (сиринов) с одной стороны и турьих рогов со стилизованными семенами с другой. Близкие изображения можно встретить и на других украшениях, описанных в статье Василия Коршуна " ". По мнению Б.А. Рыбакова подобные рисунки являли собой символы плодородья . Лунничные колты обычно носились на цепочке, закрепленной к головному убору в районе виска.

Во второй половине XII в. стали появляться полые эмалевые лунничные колты, выполненные из меди. Они украшались позолотой и эмалевыми рисунками. Сюжеты рисунков были схожи с теми, что были на их «знатных» аналогах. Медные колты, естественно, были значительно дешевле, нежели колты из драгоценных металлов, и получили более широкое распространение, (рис. 30-32).


Еще более дешевыми были отлитые в жестких имитационных литейных формах колты из оловянисто-свинцовых сплавов, (рис. 33, 34), бытовавшие до XIV в. . Так единичными поздними дешевыми переливками, напоминающими капли слез по утраченному древнему ювелирному искусству, закончилась эпоха височных украшений домонгольской Руси. Монголо-татарское нашествие нанесло непоправимый удар, как по бытовавшим техникам, так и традициям. Для того чтобы оправиться от него, понадобилось не одно десятилетие.

Рисунки по реконструкции ношения височных украшений взяты из статьи .

ЛИТЕРАТУРА:
1. Жилина Н.В. «Русский ювелирный убор», Родина №11-12, М., 2001.
2. Левашева В.П. «Височные кольца, Очерки по истории русской деревни X-XIII вв.», М., 1967.
3. Недошивина Н.Г. «К вопросу о генетической связи радимичских и вятичских височных колец», Труды ГИМ. В. 51. М. 1980.
4. Равдина Т.В. «Древнейшие семилопастные височные кольца», 1975.СА. №3.
5. Равдина Т.В. «Семилопастные височные кольца», Проблемы советской археологии. 1978, М.
6. Равдина Т.В. «Типология и хронология лопастных височных колец», Славяне и Русь, М., 1968.
7. Рыбаков Б.А. «Язычество древней Руси», М., 1988.
8. Седов В.В. «Восточные славяне в VI-XIII вв.», Археология СССР, М., 1982.
9. Седова М.В. «Ювелирные изделия Древнего Новгорода (X-XV вв.)», М., 1981.
10. Станюкович А.К. и др., Работы Звенигородской экспедиции, АО 1999, М., 2001.
11. «Украшения из драгоценных металлов, сплавов, стекла, Древняя Русь. Быт и культура», Археология СССР, М., 1997.
12. Коршун В.Е. «Родная старина. Обретая утраченное», М., 2008.

Традиции русской народной свадьбы Соколова Алла Леонидовна

Дарили ли на Руси кольца?

Дарили ли на Руси кольца?

Только что мы говорили об обычае обмена кольцами, часто проводившемся на помолвке, теперь рассмотрим происхождение этой традиции.

В 1472 году в Рим приехало посольство от Ивана III c целью проведения смотрин невесты Софьи Палеолог. Дело увенчалось успехом, и папа начал заочное венчание. Однако все были удивлены, что русский государь не передал с послами своё кольцо для обряда. На этот вопрос присутствующий уполномоченный Иван Фрязин ответил, что такого обычая на Руси нет.

Из данного сообщения некоторыми делается неправильный вывод, будто на Руси не было обручения вообще, и только после приезда Софьи Палеолог оно получило распространение в нашей стране. На самом деле на Руси в то время не было обычая обмена кольцами на венчании, тогда как обручение перед свадьбой было широко распространено.

Видный историк М. Н. Никольский показал, что обмен кольцами возник на Руси задолго до введения христианства. В Переяславльско-Суздальской летописи отмечено: выбор суженого совершался на языческих праздниках в полях путём «пръест ручных показана, и от пръстней даралагания на пръеста чюжия»; также использование перстней в качестве атрибутов супружества указывается в «Слове об идолах» как дохристианский славянский обряд. На сохранившемся до наших дней памятнике славянского язычества, Збручском идоле, найденном на территории нынешней Украины и датируемым X веком, есть изображение богини с кольцом в руке. Считается, что это покровительница брака Лада.

Таким образом, изначально на Руси обмен кольцами происходил дома и за несколько недель до свадьбы. Но всё переменилось в 1702 году. Петр I издал указ, согласно которому не нужно было обручаться заранее, это разрешалось делать только в церкви перед венчанием, да и то было необязательно. По замыслу Петра I, указ должен был уничтожить юридическую силу обручения. Однако простые люди закон восприняли не в полной мере, и многие крестьяне всё равно продолжали проводить обмен кольцами в честь помолвки. В итоге, во многих деревнях обручение стали проводить дважды: первый раз – дома во время предсвадебного цикла, и второй раз – в церкви перед венчанием.

Церковное обручение не сразу пришло к тому виду, который знаком современным россиянам. Одним из промежуточных вариантов в его развитии из домашнего обряда был такой: супругам кольца надевал священник (золотое – мужу, серебряное – жене), после чего поддружье три раза менял их на пальцах новобрачных.

Таким образом, исконно русский помолвочный обычай – это обмен кольцами. Но были случаи, когда не два, а только одно кольцо было свадебным предложением. В 1647 г. царь Алексей Михайлович, выбрав невесту, подарил ей кольцо и платочек в знак того, что она стала его избранницей.

В России в XIX веке уже был распространён аналогичный обычай: в день помолвки жених должен был наряду с предметами одежды подарить невесте кольцо. Со стороны невесты отвечать тем же не предполагалось. Однако передачу этого ювелирного изделия нельзя назвать приглашением выйти замуж, это дополняющий обычай, а не основной (как бывает у героев голливудских фильмов).

Достоверно неизвестно, когда в России появилось поверье о том, что гладкие обручальные кольца будут способствовать мирной семейной жизни. Интересно, что к концу XIX века повсеместно в России распространилось аналогичное поверье относительно свадебных нарядов: люди стали считать, что они должны быть однотонными, чтобы супружество было спокойным (хотя на протяжении всей истории русские свадебные костюмы пестрели вышивкой, орнаментами и тесьмой). Вероятно, именно тогда вошли в моду и гладкие обручальные кольца.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Тюремная энциклопедия автора Кучинский Александр Владимирович

Часть третья. Наказания на Руси Как ни удивительно, но лишение свободы в виде заключения в тюрьму долгое время было одним из самых малораспространенных мер наказания на Руси.Княжеские и все прочие суды совершались скоро, без ненужной волокиты, поэтому не было нужды долго

Из книги Оккультные тайны криминальной России автора Цыкунов Игорь

С чародейством на Руси воевали всерьёз Распространение колдовства среди африканских племён принимало такие масштабы, что местные сановники были вынуждены содержать специальных людей. Так, в племени бетсилео на Мадагаскаре существовали люди, которых называли раманга,

Из книги Толкин русскими глазами автора Хукер Марк Т

Глава III. ОТКАЗ ОТ КОЛЬЦА. План, согласие и обещание Свобода без идеалов приносит гораздо больше вреда, чем пользы. Артуро Граф (1848–1913) Итальянский писатель, историк культуры,

Из книги Монголы [Основатели империи Великих ханов (litres)] автора Филлипс Э Д

ДЖЕБЕ И СУБУДЭЙ НА КАВКАЗЕ И НА РУСИ Войсками, преследовавшими Мухаммеда, руководили Джебе и Субудэй. Они прошли по Северо-Западному Ирану и, взяв Касвин, ушли зимовать в степь Мугнан, на территории Азербайджана. Там их атаковала 10-тысячная конница, посланная царем Армении

Из книги Космические игры (сборник) автора Лесников Василий Сергеевич

Кольца Гимнастические кольца могут быть по всему пространству. Некоторые кольца закрепляют на амортизационной

Из книги Луки и арбалеты в бою автора Панченко Григорий Константинович

Пальцы и кольца В конце прош… нет, уже позапрошлого века изучением лука занимался немецкий ученый К. Вейле. Он, в частности, так писал о способах его натяжения:«Нам, европейцам, довольно чуждо умение натягивать лук. „Почему же, – слышится мне вопрос читателя, – лук

Из книги Компьютерра PDA N138 (01.10.2011-07.10.2011) автора Журнал «Компьютерра»

Кафедра Ваннаха: До и после Великого Кольца Автор: Ваннах МихаилОпубликовано 07 октября 2011 годаСвязь с внеземными цивилизациями – одна из "городских легенд" современного естествознания. В принципе нет никаких законов природы, ограничивающих возможность существования

Из книги Спираль Русской Цивилизации. Исторические параллели и реинкарнация политиков. Политическое завещание Ленина автора Хельга Ольга

Становление власти на Руси Наши предки, славяне, жили небольшими селениями преимущественно вдоль рек и озер в местах, пригодных для земледелия – их основного занятия. Долгое время эти дикие и полудикие племена не имели никакой власти. Некоторые историки связывают

Из книги Москва: мистика времени автора Коровина Елена Анатольевна

Становление Руси Заметно расширив свою территорию и экономическую мощь, Русь стала известной в самых отдаленных странах. Святослав подчинил славянское племя вятичей, разгромил хазар, победил греков, мечтал завоевать земли дунайских болгар. Во всех учебниках истории

Из книги Русский Бермудский треугольник автора Субботин Николай Валерьевич

Часть первая Город: кольца времен

Из книги Великие тайны великих людей автора Прокопенко Игорь Станиславович

Тайны заветного кольца Останкинские улицы, улица Академика Королева Ну а что же перстень Ора или Гора – кому уж как приглянется?Куда спрятала его старуха – подальше от ненасытных людских глаз, неведомо. Но существует легенда о том, что однажды, прямо перед приездом

Из книги Как украли российскую историю автора Арсиани Илья

Ведьмины кольца Данное место расположено на берегу реки Сылва, рядом со скалой высотой около 60 метров. При фотографировании с этого места в определенном направлении, то на снимках очень часто получаются непонятные темные шары с белыми пятнами в центре - так называемые

Из книги «Я убит подо Ржевом». Трагедия Мончаловского «котла» автора Герасимова Светлана Александровна

Невесты древней Руси Летописи говорят, что муромский княжич Петр страдал от тяжелой болезни. Его тело начало покрываться струпьями, и лучшие знахари не могли помочь.И когда надежда совсем исчезла, в княжеских палатах появилась простая девушка Февронья – дочь бортника.

Из книги автора

Любовь в древней Руси Принято считать, что дохристианская Русь – это темная эпоха, в которую жили невежественные племена, единственной заботой которых была постоянная борьба за пищу и территорию. Однако это не так, и последние открытия дают ученым возможность по-новому

Из книги автора

Из книги автора

Бои в окружении и прорыв из вражеского кольца 6–19 февраля 1942 г Итак, с 6 февраля частям южной группы 29-й армии пришлось воевать в полном окружении. Вспомним, что командующий фронтом приказал командующему армией генерал-майору Швецову в тот день организовать наступление

Вопрос кто первый придумал обручальные кольца. Все источники гласят, что первенство в этой любовной игре «Окольцовывать» у влюбленных безымянный палец, по праву принадлежит Египтянам. Именно они придумали одевать супругам кольца на безымянные пальцы из золота в знак верности и чистой любви.
Для знатных дворян Обручальные кольца изготавливались из тонкой пластины золота в форме круга «кольца». А простые люди плели кольца из тростника, росшего по берегам Нила.
Этой традиции тысячи лет, но не смотря на все она остается не изменой. Не важно в какой стране вы живете и на какой руке носят обручальное кольцо - Правой, Левой.
Во всем мире «Окольцовывать» принято именно БЕЗЫМЯННЫЙ палец.

Остается вопрос ПОЧЕМУ ИМЕННО БЕЗЫМЕННЫЙ ПАЛЕЦ???
Когда люди начали интересоваться строением тела человека и медициной. Врачи древних цивилизаций обнаружили, что только через этот палец (на левой руке) проходит вена, ведущая прямо к сердцу.
Но с другой стороны, безымянный палец практически не используется для работы, и потому надетое на него кольцо не мешало заниматься повседневными делами.
Если уходить далеко, далеко в глубь то можно сказать так, каждый палец имеет свое значение и предназначение для каждого человека. Это не прерывная цепочка жизни человека

Родить ребенка может только Мужчина и Женщина - у нас двое родителей Большие пальцы — это ваши родители.
У нас есть семья Указательные — это ваши братья и сестры.
Средний и большой палец создает кольцо Родитель-Ребенок. Средний палец — это вы.
Безымянные пальцы не возможно разомкнуть как не старайся Безымянный палец это Супруги — ваш партнер, Супружеская пара, начало новой жизни.
Мизинцы идут за супругами Мизинцы — это ваши дети.
Если сложить ладони «домиком» и упереть друг в друга подушечки пальцев - кроме подогнутого среднего - можно прийти к весьма жизненному заключению.
Ниже на фото представлен не большой тренинг для пальцев рук. Пройдите его и все поймете.

Каждый палец - символ определённых членов семьи или рода. Большой палец - родители, указательный - братья и сёстры, средний означает самого себя, безымянный - это супруг/супруга, а мизинец - дети


Попробуйте рассоединить большие пальцы - это вам с лёгкостью удастся, потому что родители не могут быть с нами вечно.

Легко разойдутся и указательные пальцы, потому что братья и сёстры однажды создают свои собственные семьи


Попробуйте развести мизинцы - и всё получится, ведь дети вырастают и покидают родительское гнездо.


Вот только никакими усилиями нельзя разъединить безымянные пальцы, однажды сложенные вместе. Только они могут показать, что такое любовь и верность - поэтому только они и заслуживают быть украшенными обручальными кольцами.

В добавок хочу представить не большой «язык колец» возник он в Древней Греции и широко использовался до начала прошлого века, чтобы сообщать основную информацию о своей личной жизни.
- Безымянному пальцу сопутствовала богиня любви, Афродита. Естественно, кольцо на этом пальце говорило о супружеских узах или о наличии возлюбленной или возлюбленного.
- Кольцо на указательном пальце сигнализировало, что его владелец присматривает себе будущую пару (жениха или невесту).
- Если кольцом украшался средний палец - таким образом мужчина подчёркивал свои амурные успехи и заявлял о том, что не прочь завести любовницу. А девушка говорила о своей не зависимости и внутренней свободе.
- Мизинец, украшенный кольцом у мужчин, указывал на отсутствие возлюбленной, и незаинтересованность в поиске партнёра, у женщин кольцо на мизинце считается дурным тоном.

А вот что касается Древних Славян.
В давние языческие времена славяне поклонялись солнечному божеству - Ярилу, который покровительствовал всему живому.
С ним был связан безымянный палец, так что именно на нём носили обручальные кольца. Для того что бы они служили мощными семейными оберегами, их делали гладкими - так как по представлениям славян узоры разрушали магические свойства этого брачного амулета.
Муж дарил жене золотое кольцо, несущее в себе мужскую, солнечную энергетику. Жена дарила мужу серебряное кольцо, передавая ему тем самым часть лунной, женской энергетики. Так между супругами устанавливалось равновесие и «лад».

По некоторым стародавним версиям, есть сведения о том, что в Древней Руси обручальные кольца носилось и на указательном пальце, как сегодня это принято у евреев. Однако с внедрением православных традиций за безымянным пальцем закрепилось окончательное лидерство.

Вот такой не большой экскурс в историю с ответом на вечный вопрос ПОЧЕМУ ИМЕННО БЕЗЫМЯННЫЙ ПАЛЕЦ???
Потому что на этом пальце знак богини Любви.
Потому что кровь с этого пальца идет прямо в сердце,
Потому что это единственный палец который мы не используем в работе и только на нем можно Гордо носить знак супружеской любви и верности.
Потому что эти пальпации ты не разомнешь не когда.
Потому, что супруги должны прожить всю свою жизнь вместе. Вот как природа расставила все по своим местам.
Любите и будьте любимы!

Предложение руки и сердца — один из самых романтичных и запоминающихся моментов в истории молодой пары. На каком пальце носить помолвочное кольцо, являющееся символом серьезности намерений будущего мужа? В разных культурах на этот счет есть разные традиции.

На каком пальце носить кольцо на помолвку?

Ношение кольца, врученного женихом, является символом того, что девушка несвободна и планирует в скором времени выйти замуж за своего избранника. Сразу после предложения руки и сердца будущая невеста надевает на палец кольцо, если она принимает предложение замужества.

На какой руке носят кольцо?

В каждой стране есть собственные традиции, связанные со свадебными ритуалами. При просмотре западных фильмов и сериалов видно, что девушка, согласная выйти замуж, надевает кольцо на безымянный палец левой руки. В славянской традиции носить помолвочное и обручальные кольца на правой руке.

В России, Белоруссии и Украине ношение обручального кольца на левой руке означает, что женщина в разводе или овдовела. Чтобы избежать путаницы, лучше надеть помолвочное кольцо на ту же руку, которая через небольшое время украсится обручальным колечком.

Вопрос, на каком пальце носить помолвочное кольцо, равнозначен и в западной культуре, и в славянской. Кольцо носят на безымянном пальце.

История обычая

Как и многие другие ритуалы, весомый знак помолвки между молодыми имеет свою историю. Самые известные версии появления обычая:

  1. Восточная . Традиция началась в древнем Египте. Украшение должно было быть сделано из золота и символизировало верность и любовь молодых. В то время было принято считать, что ношение кольца на определенном пальце имеет свое значение. Безымянному пальцу соответствовала Афродита, богиня любви, поэтому ношение на нем колечка символизировало любовь и скорый брак.
  2. Славянская . В языческие времена считалось, что безымянному пальцу покровительствует Ярило, бог Солнца и покровитель жизни на всей земле. Помолвочное кольцо у славян должно было быть обязательно гладким — считалось, что орнаменты и завитки мешают священному действию божества. Женское кольцо отливалось из золота — «мужского» металла. Девушка же вручала будущему мужу серебряное украшение, олицетворяющее женскую сущность. По верованиям славян, сочетание двух начал в одной семье порождало гармонию и любовь.

Какие кольца дарят на помолвку?

В отличии от кольца обручального, помолвочное кольцо не обязательно должно быть гладким и иметь простую форму. Напротив, наличие драгоценных и полудрагоценных камней, орнамента или завитков из металла только приветствуются. Классический вариант помолвочного колечка — это один крупный камень в окружении мелких на гладком ободке.

Разумеется, строгих правил для формы этого драгоценного дара нет — можно выбрать любой металл, любую форму и любые камни. Лучший выбор — это учет вкусов будущей невесты. Даже если девушка не носит колец, по ее выбору одежды, аксессуаров и прочих дополнений можно угадать, какое именно кольцо придется ей по душе.

Какие камни могут быть в помолвочном кольце?


Традиционно считается, что помолвка — это серьезный шаг во взрослой жизни. Именно поэтому не принято экономить при выборе помолвочного украшения. Классические камни в кольце:

  • бриллиант;

Также, нередко используются и полудрагоценные камни:

Чаще всего можно встретить варианты из золота различных оттенков (белого, лимонного, розового), но популярны и другие металлы: серебро, платина, вольфрам, титан.

Если будущий жених стеснен в средствах, он может остановиться на бюджетном варианте помолвочного колечка. Но если проблем с финансами нет, скупиться не стоит — девушка наверняка оценит широкий жест по достоинству.

Как носят помолвочное кольцо до свадьбы и после?

В России принято после свадьбы носить одно обручальное кольцо, сняв с пальца помолвочное. Но традиции склонны меняться и сейчас у невесты есть следующие варианты:

  1. До свадьбы носить кольцо для помолвки, а после свадьбы снять его и носить обручальное.
  2. Носить оба украшения одновременно. Обычно их носят на одном пальце.
  3. Носить помолвочное кольцо как отдельный аксессуар на торжественные случаи. Этот вариант наиболее актуален при существенной стоимости ювелирного изделия или его фамильной ценности.

На Западе можно часто столкнуться с традицией передавать кольца молодому поколению своей семьи для помолвки. Это очень трогательный обычай, способствующий близости поколений.

Еще один прекрасный обычай — жених сам участвует в разработке дизайна украшения. В этом случае кольцо становится ценным не только из-за количества драгоценных камней, но и из-за личного вклада будущего мужа.

Если вы планируете носить оба кольца вместе после свадьбы, стоит позаботиться о том, чтобы они сочетались между собой. Несмотря на то, что в современной моде не осталось строгих правил по сочетанию ювелирных украшений между собой, эффектнее будут смотреться кольца сходного дизайна и одинакового оттенка золота.

Можно ли снимать кольцо на помолвку?

Традиции достаточно единодушны по этому поводу — если девушка сняла кольцо, она сомневается в своем выборе будущего мужа. Все народные приметы гласят, что любовь будет крепкой, а семейное счастье безоблачным только при его постоянном ношении.

Следовать ли народным поверьям или делать так, как удобнее — решать только вашей семье. Ведь крепкий брачный союз — это намного больше, чем ювелирные украшения и правила их ношения.

Свадебные старославянские обручальные кольца являются оберегом семейной жизни. Нельзя точно сказать, с какого периода наши предки начали обмениваться кольцами при вступлении в брак, но то, что упоминания о них встречаются в летописях, это совершенно точно.

Б.А. Рыбаков в своем исследовании быта и жизни славян упоминает о том, что обручальные перстни обычно дарили девушкам в комплекте с другими свадебными оберегами, каждый из которых имел свое значение.

Считалось, что перстень с определенной символикой макромира (движение солнца через три ступени жизни человека) будет охранять личный мир женщины и ее семьи, дарует ей мудрость, плодовитость и счастье.

Помимо перстня, на свадьбу дарили пару ложек (два человека в браке, вместе вкушать пищу до конца дней, не испытывать ни в чем нужду), оберег птицу в гнезде (которая отвечает за мир и лад в семье), ключ (символ сохранности, принадлежности одного человека другому до конца дней), челюсть хищного животного (для охраны от злопыхателей).

Сейчас свадебные кольца со славянской символикой очень популярны, они совмещают в себе как ранние славянские символы, так и более поздние.

Основные мотивы

Наиболее популярен в обручальных кольцах мотив свастики, который имел огромное количество начертаний и интерпретаций (около 50 значений). Основное значение свастики у древних славян – символ вечной жизни, знак бога солнца, победа добра над злом, нескончаемый круговорот жизни. Подобный рисунок на свадебных кольцах означает верность до конца дней, почитание и любовь, стремление вместе преодолеть все трудности и жить рука об руку в ином мире, чтобы возродиться вновь.

Еще одним популярным древнеславянским мотивом на современных обручальных кольцах является свадебник. Свадебник - это две свастики: красная и синяя (мужское и женское начало), которые сплетаются между собой, образуя свой собственный мир. При этом они не замыкаются в круг. Это символизирует о том, что семья живет не сама по себе, а в соответствии с традициями племени и волею богов, продлевая свой род. В этом обереге нет прямых углов, символизация гладкости и мира в супружеской жизни.

Восемь лучей – восемь детей, которые должны были родиться в семье в уплату долга перед родителями и богами (четверых дарила мать, четверых отец), а девятый ребенок – первенец - это подарок от обоих родителей Роду. Раньше свадебник вплетали в вышивку на свадебном наряде, сейчас его принято использовать на кольцах и амулетах.

Обручальные кольца украшаются знаком солард. Это еще одна разновидность свастики, которая является символом плодородия и женского начала. Символом процветания земли предков.

Популярный символ для обручальных колец – руна Одал, которая обозначает символ продолжения рода, Родины, имущества. В большей степени символизирует сохранность материальных ценностей в семье.

Женские обручальные кольца украшаются символом плодородия – Макоши – матери сырой земли. Но не в ее традиционном изображении (женщина, простирающая руки к небу), а в символичном (большой квадрат, разделенный на четыре части двумя прямыми).

Материалы

Традиционным металлом, из которого славяне делали свадебные кольца была бронза, затем сплав меди и золота. Серебро для этих целей не использовали, так как это был очень редкий металл. Молодожены с кольцами из серебра считались счастливчиками и им завидовали многие пары.

Однако, несмотря на то, что сейчас серебро доступно, оно все равно не является самым популярными материалом для брачного славянского кольца. Все дело в мягкости этого металла, которое со временем становится хрупким и теряет свою форму.