В моем реферате стоит вопрос об управлении цепочками поставок на основе концепции Supply Chain Managment (SCM), т.к. этой концепции не уделяют должного внимания. С помощью этой концепции можно уменьшить издержки производства и увеличить прибыль производства.SCM является логистической технологией, что позволяет ей оптимально распределить ресурсы, связанные с управлением материальными (товарными) или информационными потоками. Ей соответствуют базовые логистические подсистемы и информационно-программные модули, как правило, поддерживаемые корпоративной информационной системой (КИС), реализующей, например, идеологию MRP II/ERP или SCRP систем.Современная практика менеджмента характеризуется интенсивным переходом от управления отдельными логистическими функциями или операциями к управлению бизнес-процессами как наиболее адекватными объектами внедрения концепции интегрированной логистики.

До недавнего времени концепция SCM рассматривалась как синоним «интегрированной логистики», осуществляемой за пределами центральной компании и включающей потребителей и поставщиков. Логистика всегда ориентировалась на цепи поставок, начинающиеся от места изготовления продукта и заканчивающиеся местом его потребления.

Концепция SCM позволяет решать задачи интегрированного управления функциональными областями логистики и координации логистического процесса фирмы в логистике в зависимости от бизнес-платформы. Системы ERP с модулем SCM позволяют увеличить скорость прохождения заказа в 6 раз и в 2 раза повысить удовлетворенность клиентов параметрами логистического сервиса. С помощью SCM решаются такие задачи, как планирования, координирования,производства, доставка товаров и услуг.

Понятие SCM

Системы управления цепями поставок предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

  • SCP - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
  • SCE- исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок (SCM)

  • Управление цепями поставок (Supply Chain Management — SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия «управления цепочками поставок» является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.
  • Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

Можно выделить 7 основных принципов SCM:

Цели, принципы и элементы SCM

Термин SCM (Supply Chain Management) широко используется на Западе уже более 15 лет, однако до сегоднешнего дня никто не может дать более или менее внятного определения. Многие рассматривают SCM с операционной точки зрения, понимая под SCM материальные потоки. Некотрые считают SCM концепцией управления, а третьи понимают под SCM внедрение этой концепции на предприятии. Ниже приведены наиболее популярные понятия SCM:

SCM — это комплекс подходов, помогающий эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов. SCM, учитывая сервисные требования клиентов, позволяет обеспечить наличие нужного продукта в нужное время в нужном месте с минимальными издержками.

SCM представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара. С помощью SCM решаются задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, производства, складирования и доставки товаров и услуг.

Цепочка поставок (supply chain) представляет множество звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Цепочка поставок начинается с приобретения сырья у поставщиков и заканчивается продажей готовых товаров и услуг клиенту. Одни звенья могут целиком принадлежать одной организации, другие – компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам). Таким образом, в цепочку поставок обычно входят несколько организаций.

Системы управления цепями поставок предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет повысить спрос на продукцию компании, и снизить затраты на ее производство. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи обычно выделяют шесть основных областей, на которых держится СSM:

  • производство — компания решает, что именно и как производить;
  • поставки — при принятии принципиального решения о построении либо входе в цепь поставок компания должна определить, что она будет производить самостоятельно, а какие компоненты (комплектующие, товары или услуги) – покупать у сторонних фирм;
  • месторасположение — решения о местоположении производственных мощностей, центров складирования и источников поставок;
  • запасы — основная цель управления запасами – страхование от непредвиденных случаев, таких как всплеск спроса или задержка поставок;
  • транспортировка — решения, связанные с транспортировкой. Они зависят от местоположения участников цепочки поставок, политики в отношении запасов и требуемого уровня обслуживания клиентов. Важно определить правильные способы и эффективные методы оперативного управления транспортировкой, так как эти операции составляют около 30% общих расходов на снабжение, и именно с опозданиями в доставке связано в среднем более 70% ошибок в распределении товаров;
  • информация — эффективное функционирование цепочки поставок невозможно без оперативного обмена данными между всеми ее участниками.

Цепочка поставки выполняет две основные функции:

  1. Физическая функция цепочки поставки видна любому: материалы превращаются в детали, а те – в готовые изделия, и все это тем или иным образом перемещается в пространстве.
  2. Посредническая функция цепочки поставки менее очевидна, но не менее важна – на рынок должно приходить то, что нужно потребителям.

Обе функции, естественно, исполняются с некоторыми издержками. В ходе исполнения физической функции возникают издержки производства, транспортировки и хранения. Посредническая же функция подразумевает издержки иного рода. Когда предложение превышает спрос, необходимо снижать цены и продавать с убытком, а когда спрос превышает предложение, появляются упущенные доходы и недовольные клиенты.

Задачи SCM

  • повышение уровня обслуживания
  • оптимизация производственного цикла
  • уменьшение складских запасов
  • повышение производительности предприятия
  • повышение рентабельности
  • контроль производственного процесса

SCM-решения создают оптимальные планы использования существующих технологических линий, подробно расписывающие, что, когда и в какой последовательности надо изготавливать с учетом ограничений мощностей, сырья и материалов, размеров партий и необходимости переналадки оборудования на выпуск нового продукта. Это помогает добиться высокого удовлетворения спроса при минимальных затратах.

Достоинства SCM

Процесс управления снабженческой деятельностью обладающее следующими преимуществами:

  1. усовершенствованный процесс коммуникации между участниками цепи поставок в онлайн режиме посредством использования интернета и других инструментов снабженческой деятельности основанных на применении информационных технологий
  2. сокращение транзакционных издержек

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы

1) SCP - (англ. Supply Chain Planning) - планирование цепочек поставок.

Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.

2) SCE - (англ. Supply Chain Execution) - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепочками поставок представляет собой стратегию бизнеса, которая обеспечивает эффективное управление финансовыми, экономическими материальными потоками для обеспечения и распределения организационных структур.

Рис. 1.

Иерархия решений, принимаемых при выборе места размещения адвокатские и нотариальные конторы, банки и т.п.

SCM в России

Система планирования деятельности, широко известная у нас под аббревиатурой MRP II, за свои 15 лет стала общественно принята, сильно изменив центр своего приложения и расширив сферу своего влияния, благодаря всевозможным изменениям. Эти изменения так же известны под названием ERP-системы. Их история на западе насчитывает около 15 лет. Но со временем произошла одна сильная трансформация. А именно, информационные технологии стали доступными, и популярными для предприятий и получили широкое применение на практике.

Логистика в России на сегодня активно развивается. Особенно сильно это ощущается в развитии транспортно — логистической инфраструктуры, строительстве большого количества логистических центров, развитии рынка логистических провайдеров, роста интереса топ-менеджмента компаний к внедрению концепции и технологий управления цепями поставок (SCM), внедрении продвинутых информационных систем и программных приложений, поддерживающих логистику и SCM.

Авторы рассматривают и анализируют основные тенденции формирования рынка логистического сервиса в России, темпы роста складских и транспортных услуг, приводят прогнозы развития логистической инфраструктуры в разрезе Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года. Значительное внимание уделено развитию сети и размещению транспортно — логистических центров на территории федеральных округов России.

Большинство предприятий, работающих на российском рынке, сегодня озабочено сокращением затрат, поиском дешевых кредитов для пополнения оборотного капитала, поиском дополнительных ресурсов для поддержания бизнеса. При этом многие хозяева и топ-менеджеры компаний недооценивают возможности логистики и управления цепями поставок, как инструментов уменьшения общих затрат, оптимизации баланса «затраты/уровень обслуживания», сосредотачиваясь, зачастую, только на сокращении любой ценой операционных логистических издержек.

Инструменты интегрированной логистики и SCM специально предназначены для оптимизации ресурсов компаний и цепей поставок в целом, за счет правильного использования концепции общих затрат, синхронизации планов контрагентов в цепях поставок, применения новейших технологий управления логистическими операциями в условиях риска и неопределенности внешней среды.

В условиях кризиса передовые компании оптимизируют ресурсы за счет рационального выбора соотношения «инсорсинг-аутсорсинг» логистической деятельности, интегрируют логистические бизнес-процессы в цепи поставок на базе общей информационно-компьютерной платформы, образуя стратегическую инновационную систему.

Внедрение методов SCM оптимизации и современных интегрированных логистических технологий в практику бизнеса позволяет фирмам значительно сократить использование дефицитных ресурсов: уменьшить товарные запасы, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость продукции и операционные издержки, обеспечить наиболее выгодное соотношение «затраты/уровень логистического обслуживания» для компании в нестабильной экономической среде.

Сложившаяся экономическая ситуация показывает те условия, в которых интегрированная логистика и SCM для российских компаний должны превратиться в стратегический ресурс, требующий высокого уровня разнообразных и глубоких знаний персонала. Поэтому, программы подготовки и переподготовки персонала компаний, в частности в области логистики, не только не должны свертываться, что происходит практически повсеместно, а наоборот наращиваться.

Кроме традиционных услуг по логистике растет важность подготовки топ менеджеров по логистике в рамках социальной программы, что подтверждают результаты анализа спроса на высококлассных специалистов.

Вывод

В завершении нужно сказать, что при оптимизации что при оптимизации цепочек в любом случае можно повысить свое мастерство. Чтобы оставаться конкурентоспособной, организация должна показывать высокие результаты ежедневно. Прогнозы на будущее показывают что оперативность, и качество продукции будет возрастать с каждым годом все больше и больше.

Организация SCM является очень важной для организации. Обеспечение ее эффективного и стабильного функционирования определяет управление всеми звеньями этого процесса, без ошибок выявляет и использует новые возможности для деятельности предприятия.

Supply Chain Management , SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

  • SCP - (англ. Supply Chain Planning ) - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
  • SCE - (англ. Supply Chain Execution ) - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок (SCM)

  • Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия "управления цепочками поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.
  • Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

Состав систем SCE (DRP)

  • Прогноз продаж компании - прогнозирование недельных/дневных продаж товара;
  • Управление запасами - оптимизационное планирование гарантийного запаса, текущего запаса и т. д. с учётом выбранной модели управления запасами для каждой товарной категории;
  • Управление пополнениями - оптимизационное планирование поставок внутри логистической сети компании с учётом планируемых продаж, поставок от производителя, наличия остатков, транспортных мощностей, различных ограничений и бизнес-правил.

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Supply Chain Management" в других словарях:

    Supply chain management - (SCM) is the process of planning, implementing and controlling the operations of the supply chain as efficiently as possible. Supply Chain Management spans all movement and storage of raw materials, work in process inventory, and finished goods… … Wikipedia

    supply chain management - ➔ management * * * supply chain management UK US noun [U] (ABBREVIATION SCM) PRODUCTION, COMMERCE the activity of being in charge of and controlling the process of getting a product from the place where it is made to customers … Financial and business terms

    Supply-Chain-Management - Gegenstand des Supply Chain Managements sind komplexe und dynamische Lieferanten und Kundennetzwerke. (vgl. Wieland/Wallenburg, 2011) Der Ausdruck Supply Chain Management (SCM) bzw. Lieferkettenmanagement, deutsch auch Wertschöpfungslehre,… … Deutsch Wikipedia

    Supply Chain Management - Der Begriff Supply Chain Management (SCM) bzw. Lieferkettenmanagement bezeichnet die Planung und das Management aller Aufgaben bei Lieferantenwahl und Beschaffung, Umwandlung und aller Aufgaben der Logistik. Insbesondere enthält es die… … Deutsch Wikipedia

    supply-chain management - The management of the links between an organization and its suppliers and customers to achieve strategic advantage. Many specialist companies now offer to manage the whole of the supply chain, on behalf of manufacturers. Supply chain management… … Big dictionary of business and management

    Supply chain management - Gestion de la chaîne logistique Pour les articles homonymes, voir SCM. Ne doit pas être confondu avec Gestion de configuration logicielle. La gestion de la chaîne logistique (GCL) (en anglais supply chain management, SCM) est l activité qui … Wikipédia en Français

    Supply Chain Management - 1. Begriff: S.C.M. bezeichnet den Aufbau und die Verwaltung integrierter Logistikketten (Material und Informationsflüsse) über den gesamten Wertschöpfungsprozess, ausgehend von der Rohstoffgewinnung über die Veredelungsstufen bis hin zum… … Lexikon der Economics

    supply chain management - /sə plaɪ tʃeɪn ˌmænɪdʒmənt/ noun the management of the movement of goods and the flow of information between an organisation and its suppliers and customers (NOTE: Supply chain management covers the processes of materials management, logistics,… … Marketing dictionary in english

    supply chain management - A cross functional approach to procuring, producing, and delivering products and services to customers. The broad management scope includes sub suppliers, suppliers, internal information, and funds flow. See also supply; supply chain … Military dictionary

    supply chain management - ● en loc. f. DECI Voir SCM … Dictionnaire d"informatique francophone

Книги

  • Supply Chain Management in the Drug Industry. Delivering Patient Value for Pharmaceuticals and Biologics , Hedley Rees. This book bridges the gap between practitioners of supply-chain management and pharmaceutical industry experts. It aims to help both these groups understand the different worlds they live in…

Понятие об управлении цепочками поставок (этапы управления, задачи, преимущества, функции, стратегии). Эволюция цепочек поставок. SCM на Западе, зарубежный рынок решений: ERP-системы. SCM с российской спецификой и отечественный рынок решений (примеры).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    История экономической мысли об управлении цепями поставок, которые построены на основе прямых поставок (прямые хозяйственные связи поставщика и получателя товарно-материальных ценностей). Особенности логистической цепи компании и стратегии управления ею.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2010

    Управление цепями поставок как развитие концепции интегрированной логистики. Особенности интеграции бизнес-процессов. Принципы построения системы мониторинга цепей поставок. Электронный документооборот, моделирующая система логистической оптимизации.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Управление цепями поставок. Применение логистических методов управления процессами закупок. Организационная структура ООО "Акванд". Анализ экономических показателей компании. Совершенствование процесса автоматизации закупочной деятельности предприятия.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2015

    Определение оптимальной стратегии управления запасами компании, исходя из данных о потреблении материальных ресурсов и о параметрах поставок. Моделирование действия стратегий управления запасами и выбор стратегии, наиболее подходящих в заданных условиях.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2015

    Российский рынок - самый большой и потенциально самый привлекательный рынок газа для "Газпрома", его структура. Производственные мощности Группы "Газпром" на территории России. Структура поставок и потребления газа. Работа над стратегическими объектами.

    реферат , добавлен 24.04.2015

    Понятие, сущность и виды материальных запасов. Методика проектирования логистической системы контроля над состоянием. Логистика материальных запасов и их нормирование. Резервы роста эффективности управления запасами в процессе осуществления поставок.

    дипломная работа , добавлен 12.02.2013

    Организация, планирование, контроль и выполнение товарного потока от закупок через производство до конечного потребителя. Характеристика логистического сервиса, функции посредников. Аутсорсинг как элемент общей бизнес-стратегии современного предприятия.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2015

    Дослідження експортної діяльності ДП "Бродівське ЛГ". Організація поставок лісопродукції та оброблених лісоматеріалів. Поняття та основні етапи аутсорсинг-проекту. Аналіз ефективності впровадження аутсорсингу в здійснення експортних операцій компанії.

    дипломная работа , добавлен 20.09.2016

Для эффективного ведения бизнеса сотрудники компаний вынуждены отслеживать и обрабатывать огромные объемы информации. Естественно, чем больше компания, чем больше клиентов, партнеров, тем острее становится вопрос о необходимости применения эффективных инструментов ведения бизнеса.

К таким инструментам относятся различные информационные системы, автоматизирующие процессы учета, планирования и контроля.

Применительно к транспортным и торговым компаниям, наиболее популярными в настоящее время информационными системами, являются:

  • ERP-системы (Enterprise Resource Planning ) - они обеспечивают автоматизацию планирования и контроль финансовых, человеческих и производственных ресурсов, формирование планов производства, управление запасами и закупками.
  • Компании, придерживающиеся концепции CRM (Customer Relationship Managenet ), активно внедряют у себя системы управления взаимоотношениями с потребителями - CRM-системы .
    Такие системы ориентированы на поддержку эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов.
    CRM-системы предоставляют необходимый функционал не только для сбора информации о клиенте - истории взаимоотношений с компанией, его предпочтениях и интересах, но, что более важно - содержат мощный инструментарий для анализа собранной информации и поддержки принятия управленческих решений.
  • Задачи автоматизации управления складскими процессами решают системы класса WMS (Warehouse Management System ).
    Учет движения товаров на складе, оптимизация складского хранения, комплектация заказов, управление запасами - все это задачи, решаемые WMS-системами.
  • Для транспортных компаний, и компаний, которые используют собственный автотранспорт для перемещения грузов, актуальным является использование систем управления транспортом - TMS системы (Transport Management System ). Такие системы автоматизируют процессы планирования, оптимизации и контроля грузоперевозок, организацию консолидированных перевозок, планирование и формирование маршрутов, сбор статистики и анализ данных по транспортной логистике, мониторинг перевозки, и другие.

Как правило, функционал перечисленных систем реализован либо в виде соответствующих модулей основной EPR системы предприятия, либо в компании используются несколько специализированных систем, тесно интегрированных между собой.

Максимальный эффект от использования систем автоматизации процессов возможен только в том случае, если эти системы работают в едином информационном пространстве.

ERP - планируем производство. Этого мало!

Сейчас большинство компаний, внедривших у себя ERP-системы, сходятся во мнении, что автоматизированные системы планирования не решают всех задач предприятия. Для минимизации рисков, издержек, сохранения конкурентных преимуществ в условиях современной экономической и рыночной ситуации необхоимо планировать и управлять не только внутренними ресурсами, но находиться в тесном взаимодействии со всеми участниками производственного процесса.

Действительно, по данным аналитической компании Gartner Group , наиболее развитыми блоками ERP-системы являются Финансы, Управление персоналом, Управление производством и Планирование цепей поставок.

Блоки Управления поставщиками и выполнения цепей поставок так же присутствуют, но предоставляют минимальный функционал, необходимый для поддержания целостности данных.

Такая ситуация вполне объяснима, ведь ERP системы изначально создавались для планирования ресурсов предприятия, прежде всего финансовых и производственных. Управление поставками - непрофильная для ERP системы задача. Модули управления поставщиками и выполнения перевозок присутствуют в EPR системе, как правило для обеспечения минимальной целостности данных.

Для наглядности обратимся к рисунку, на котором схематично отражены потребности предприятия и какую часть этих потребностей покрывают информационные системы. Синим овалом обозначены потребности организации, большую их часть решает ERP-система, какие-то задачи решает система CRM, SCM и так далее. Все эти системы интегрированы между собой и потому на рисунке пересекаются.

Но и на рисунке видно, и на практике выходит так, что функционал информационных систем не охватывает все потребности предприятия.

При опредлении тех функций, которые должны быть автоматизированы, надо помнить принцип 80/20, согласно которому 20% усилий (затрат) дает 80% результата. Остальные 80% усилий - лишь 20% результата.

То есть необходимо понять тот рубеж, после которого затраты на дополнительное увеличение функционала системы не дают значимого эффекта.

При планировании корпоративной информационной системы руководство компании должно решить, какие из систем наиболее востребованы и, соответственно, должны быть наиболее развиты с функциональной точки зрения.

SCM - философия работы с партнерами

CRM - это концепция ведения бизнеса, когда во главу угла ставятся индивидуальные потребности клиента.

Международная консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers определяет CRM - как стратегию, нацеленную на создание долговременных и прибыльных взаимоотношений с клиентом через понимание их индивидуальных потребностей.

И, если CRM - философия работы с клиентами, SCM - философия работы с партнерами.

Концепция SCM подразумевает формирование такой сбытовой сети, при которой нужные товары будут доставлены в нужное место в нужное время с наименьшими издержками.

Достижение этой цели возможно только при эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов.

Система управления цепочками поставок представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара.

В условиях сложившейся экономической ситуации, ужесточения конкуренции и роста требований улучшения качества сервиса со стороны клиентов, чтобы сохранить конкурентные преимущества компаниям необходимо оптимизировать все процессы создания стоимости - от поставки сырья, до сервисного обслуживания конечного потребителя и утилизации продукции.

Что такое SCM-системы

В чем особенность систем управления цепочками поставок по сравнению с системами ERP?

SCM-система обеспечивает планирование ресурсов и информационное сопровождение на протяжении всего жизненного цикла продукта - от заказа на разработку до послепродажного сервиса и утилизации, тогда как ERP система обеспечивает лишь планирование ресурсов, необходимых для разработки продукта.

ERP система обеспечивает планирование и управление ресурсами при создании предопределенных видов продуктов, допуская незначительные изменения в составе продуктов.

SCM система позволяет планировать и управлять ресурсами при создании уникальных продуктов.

По данным аналитических компаний AMR Research , Forrester Research , успешное внедрение систем управления цепочками поставок дает компаниям такие преимущества как:

  • рост прибыли;
  • сокращение времени и стоимости обработки заказа;
  • сокращение времени выхода на рынок;
  • сокращение закупочных издержек, складских запасов и производственных запасов.

Система управления цепочками поставок создает единое информационное пространство для всех компаний, участвующих в производстве продукта, его транспортировке, продаже и постпродажном обслуживании. Благодаря этому повышается уровень обслуживания и появляются дополнительные возможности для клиента, такие как, например, отслеживание состояния заказа в режиме реального времени.

В качестве иллюстрации необходимости повышения уровня обслуживания обратимся к достаточно известной статистике:

  • Неудовлетворенный потребитель сообщает об этом 10 другим людям, тогда как потребитель, чью жалобу удовлетворили, сообщает об это лишь 5 другим людям;
  • На 1 зафиксированную жалобу приходится 10 недовольных потребителей, предпочитающих с жалобой не обращаться;
  • Для привлечение 1 нового потребителя требуется до 10 раз больше ресурсов, чем для удержания существующего;
  • Для сглаживания 1 негативного случая потребителю требуется 12 позитивных;
  • Большинство компаний тратят 95% времени обслуживания на устранения последствий проблем, только 5% - на поиск корней;
  • Предпринимая попытки урегулировать жалобы потребителей, компании в 50% случаев только усиливают негативное впечатление.

Подходы к внедрению системы автоматизации бизнес-процессов

Итак, руководство компании понимает необходимость и готово к внедрению информационной системы, что дальше?

Внедрение универсальной системы достаточно дорогостоящий и длительный процесс.

Компания платит не только за лицензии на рабочие места, но и еще за работу специалистов, настраивающих эту систему под особенности бизнеса компании. Причем чем сильнее отличаются бизнес-процессы от так называемых лучших практик (best practice), тем дольше и дороже получается проект.

В случае с коробочным решением, компания, в целом, получает сразу готовый продукт.

Конечно, некоторая настройка решения выполняется, но она не такая трудоемкая и дорогостоящая как в первом случае.

Этот вариант подойдет для тех компаний, которые готовы мириться с функциональными ограничениями коробочной версии и которые готовы несколько видоизменить свою работу таким образом, чтобы соответствовать требованиям программы.

Разработка индивидуального решения по стоимости и сроку внедрения находится, пожалуй, где-то между первыми двумя вариантами, но по сравнению с ними имеет важные отличия.

  1. Разработанное решение идеально соответствует бизнес-процессам компании, поскольку разрабатывается именно под нее;
  2. Заказная разработка позволяет реализовать уникальные сервисы заказчика, его ноухау;
  3. Если специалисты заказчика самостоятельно формируют требования к решению, заказная разработка позволяет съэкономить на дорогостоящем консалтинге;
  4. Возможность отразить в решении существующие бизнес-процессы, не изменяя их;
  5. Возможность оперативной адаптации системы под изменившиеся бизнес-процессовы заказчика.
  6. Использование открытого кода в решении позволяет заказчику создавать оптимальные модели взаимодействия. Например, специалисты заказчика могут сами создавать пользовательские отчеты и представления данных любой сложности за счет прямого доступа к БД, а разработчику заказывать существенные изменения бизнес-логики. А в пределе заказчик может вовсе отказаться от внешнего разработчика, поручив поддержку системы своему ИТ-подразделению.

Аналитики и эксперты сходятся во мнении, что в нынешней экономической ситуации основной тенденцией развития рынка корпоративного программного обеспечения станет импортозамещение.

А это значит, что компании, выбирающие команду внедренцев для своей корпоративной информационной системы, будут сильнее присматриваться к отечественным решениям и разработчикам - при аналогичных функциональных возможностях системы, разработка и дальнейшее сопровождение отечественных решений обойдутся значительно дешевле импортных аналогов.

Ключевая особенность нашей компании - мы разрабатываем индивидуальные решения, уникальные для каждого нашего клиента.

Такой подход позволяет максимально полно отразить в логистической информационной системе те ноухау, те уникальные бизнес-процессы, которые составляют конкурентные преимущества наших клиентов.

Платформа interLogistics - быстрая разработка заказных информационных систем

Платформа для разработки решений по управлению информационными, логистическими процессами и событиями interLogistics - это обобщение наших знаний и опыта разработки логистического программного обеспечения.

Платформа interLogistics позволяет разрабатывать информационные системы, автоматизирующие процессы транспортной, производственной и складской логистики.

Особенностью этой платформы является возможность построения систем, обеспечивающих работу в едином информационном пространстве, поддержку единой технологии обработки данных, централизованное и децентрализованное управление данными, возможность интеграции с приложениями сторонних разработчиков.

При разработке информационных систем мы используем высокопроизводительные системы управления базами данных и современные средства разработки Oracle - Oracle Database 10g/11g, Oracle Forms и другие. Созданные решения отличаются надежностью, отказоустойчивостью, масштабируемостью и возможностью быстрой модернизации для соответствия изменившимся бизнес-процессам заказчика.

На базе платформы interLogistics создано решение "Экспедитор Стандарт" - система управления транспортно-экспедиционной деятельностью. Решение "Экспедитор Стандарт" предназначено для автоматизации процессов планирования и организации грузовых перевозок.

Тихонов Алексей
ООО Интегрированные Программы, 2009 год

Управление рисками при внедрении SCM

Система управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management)

А. Плотников компания «i2 СНГ»

Внедрение системы управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management) позволяет значительно сократить издержки и повысить качество поставок продукта с момента добычи сырья до момента получения продукта конечным потребителем. При внедрении SCM значительно уменьшаются страховые запасы вдоль всей цепочки поставок, издержки на хранение страховых запасов, объем рутинных операций по управлению поставками. Одновременно с этим повышаются требования к точности данных, вносимых в систему, значительно возрастают риски для бизнеса, связанные с ошибками операторов и менеджеров.

Функциональность SCM-систем делится на два основных блока: планирование цепочек поставок SCP (Supply Chain Planning) и их исполнение SCE (Supply Chain Execution). В блок планирования SCP входят компоненты, отвечающие за моделирование и оптимизацию цепочек поставок (например, расчет месторасположения складов, их мощности, планирование транспортных потоков), а также формирование календарных графиков, прогнозирование спроса и поставок продукции. Блок управления операциями SCE отвечает за функции транспорта и склада. В его задачи входит определение оптимального маршрута перевозки товаров или сырья. При этом система исходит из таких критериев, как срок поставки, стоимость перевозки и погрузочно-разгрузочных работ. В блоке управления операциями SCE осуществляется и мониторинг доставки.

Обычно внедрение функциональности Supply Chain Planning и Supply Chain Execution происходит в рамках различных, достаточно независимых проектов. рассмотрим отдельно риски для каждого из этих проектов.

Внедрение Supply Chain Planning требует внесения в систему большого количества информации, необходимой для моделирования и оптимизации логистических процессов. Зачастую команда внедрения начинает поиск информации уже после начала проекта, и в результате проект затягивается. Из-за дефицита времени часть важных данных вносится без тщательного анализа и проверки, и тогда результат моделирования получается неточным.

Чтобы снизить этот риск, перед началом проекта собирают информацию о стоимости логистических издержек по всей логистической цепочке и о планах развития компании. Самое сложное – это сбор информации о логистических издержках. В частности, трудно получить корректную информацию о себестоимости хранения и складской обработки единицы товара на складах, зависимость стоимости железнодорожных перевозок от объемов, пропускной способности ж.-д. узлов (особенно в странах Центральной Азии), статистику по таможенной обработке грузов. Перед началом проекта необходимо также собрать статистику по продажам, планы компании по стратегическому маркетингу, в том числе по изменению товарного портфеля, планы по расширению компании, политике слияний и поглощений. Наличие подготовленных и проверенных данных позволит выполнить проект внедрения Supply Chain Planning в запланированных рамках и получить адекватные планы развития логистических цепочек.

Вторым по значимости риском является изменение бизнес-процесса планирования. По сути внедрение системы планирования – это принятие новой идеологии работы бизнеса. Радикальное изменение бизнес-процессов вызывает существенное сопротивление со стороны сотрудников, которые считают, что их положение и роль в организации принижаются. Чтобы снизить такие риски, следует серьезно проработать вопросы мотивации тех сотрудников, которых затронуло внедрение системы. Также важно четко определить, а лучше зафиксировать в виде регламентов обязанности сотрудников после внедрения системы Supply Chain Planning.


Внедрение функциональности Supply Chain Execution распадается, как правило, на два проекта: внедрения системы управления собственно цепочкой поставок и внедрение системы управления складом WMS. Рассмотрим сначала риски внедрения системы управления логистической цепочкой без WMS. На наш взгляд, для такого проекта существуют два главных риска. Первый риск вызван неправильно вносимыми данными, а второй – некачественной работой интерфейсов между системой SCE и другими системами.

До внедрения системы SCE на многих участках логистической цепи хранятся страховые запасы, множество людей участвуют в процессе управления ею, поэтому ошибки операторов компенсируются страховыми запасами и другими сотрудниками. Внедрение SCE приводит к тому, что число операторов, управляющих цепочкой, сокращается, а объем страховых запасов снижается. Возрастают требования к качеству вносимых данных и к точности работы операторов.

Во избежание риска внесения ошибочных данных в рамках проекта внедрения необходимо закладывать дополнительные процессы, позволяющие гарантировать качество вносимых данных и правильность принимаемых решений. Приведем два примера ошибок при работе с SCM из практики. В одном случае, когда формировался документ об отправке большого судна, доставляющего сотни автомобилей в Россию, оператор не исправил код порта, проставляемый системой по умолчанию, и сотни автомобилей едва не уехали на другой конец России. Во втором случае при отправке из Москвы в Хабаровск из-за ошибки оператора вместо одной паллеты были отгружены со склада три вагона медицинских шприцев. Из простых способов контроля качества данных мы рекомендуем использовать автоматическую процедуру, которая выявляет, когда данные на входе или выходе системы значительно отклоняются от допустимого диапазона (например, значительно превышают среднестатистические данные), после чего процедура требует дополнительной проверки данных другим оператором.


Вторым по значимости риском проекта внедрения SCE является неправильная работа интерфейсов между SCE и другими системами, в первую очередь системой управления ресурсами предприятия (ERP) и системой управления складом (WMS).

Во избежание риска неправильной работы интерфейсов необходимо:

  • четко описать процессы, которые влияют на интерфейс между системами. Обязательно описать работу интерфейсов в случае исключительных ситуаций по процессам;
  • тщательно настроить интерфейсы;
  • подготовить план тестирования, включающий проверку работы интерфейса в случае исключительных ситуаций;
  • протестировать работу интерфейса для всех исключительных ситуаций еще до запуска системы в промышленную эксплуатацию.

При внедрении SCM встречаются риски, типовые для большинства проектов в IT, а именно нехватка квалифицированного персонала, квалификация и мотивация команды внедрения, качество проработки бизнес-процессов, качество тестирования, собственно подготовка к переходу на новую систему. Подробней о компенсации этих рисков написано ниже, при обсуждении рисков внедрения WMS-системы.

Теперь рассмотрим риски при внедрении WMS. При этом возможны две ситуации: автоматизируется новый склад и автоматизируется уже функционирующий склад. Начнем с проблем, которые возникают при автоматизации нового склада. Обычно контракт на внедрение WMS заключают в момент, когда склад практически построен. Остается залить полы, смонтировать стеллажи, закупить складское оборудование. Здесь-то и кроется самая распространенная проблема – техническая неготовность склада на момент запуска.


Чаще всего после обучения и настройки системы выясняется, что контракт на монтаж стеллажей оплачен только сегодня, а стеллажи установят только через месяц. В этой ситуации компания – поставщик WMS ставится перед фактом задержки проекта, и ее специалисты переключаются на другие задачи. Проектную команду, которая была сформирована со стороны покупателя WMS, отправляют в отпуск или перебрасывают на другие работы. После того как склад привели в техническую готовность, происходит запуск, при этом зачастую требуется дополнительное обучение. В результате и покупатель, и поставщик понесли убытки из-за простоя своих команд, причем часть команды за время простоя сменила место работы.

Какие же действия надо предпринять, чтобы компенсировать этот риск? Так как эта проблема возникает в нашей стране на большинстве новых складов, ее надо поставить одной из самых высокоприоритетных. Перед заключением контракта компании – поставщику WMS следует убедиться, что контракты с компаниями, которые осуществляют поставки и монтаж складского оборудования, не только заключены, но и оплачены. Именно сроки оплаты чаще всего тормозят начало работ. На сроки задержек особое влияние оказывают монтаж стеллажей, поставка радиотерминалов, закупка серверов, подключение коммуникаций и Интернета к новому складу. Если прогнозируются задержки с технической готовностью склада, работы по проекту следует начинать позже.

Другая проблема нового склада – нехватка квалифицированного персонала. В настоящий момент на российском рынке наблюдается дефицит квалифицированных складских работников, и потому руководству склада надо прикладывать значительные усилия, чтобы к моменту запуска склада набрать квалифицированные кадры. Склады, где заработная плата персонала чуть ниже рыночной, внедряют WMS с огромным трудом. Если поставщик WMS обнаружит, что на складе значительную долю сотрудников составляют люди пенсионного возраста и студенты, ему надо закладывать в план проекта дополнительное время на обучение персонала, доработку системы, возможные повторные запуски.

Теперь перейдем к проблемам специфическим для работающих складов. Работающие склады делятся на две группы: с адресным хранением и без адресного хранения. При внедрении WMS на складе, который работал без адресного хранения, надо быть готовым к тому, что запуск может повториться несколько раз. Персонал, который привык брать товар с любого адреса, продолжит работу по прежней схеме. Соответственно к концу первой недели после запуска адреса товара в WMS будут сильно отличаться от реального положения дел. Очень полезно на таких складах проводить внедрение WMS по участкам склада – галереям.

Главной проблемой при автоматизации работающих складов с системой адресного хранения являются устоявшиеся схемы процессов на этих складах. Очень редко бизнес-процессы, под которые написана WMS, совпадают со старыми процессами на складе. Работники склада зачастую настаивают на том, чтобы WMS поддерживала процессы в том виде, к какому они привыкли, и потому приходится соглашаться на большой объем доработок WMS, которые обычно затягивают сроки внедрения, снижают производительность системы, увеличивают вероятность ошибок в ее работе.

При продаже проекта на склад с работающей информационной системой адресного хранения надо сразу оговаривать значительный бюджет на доработки. Первоначальный запуск лучше планировать вообще без доработок. Когда персонал на практическом опыте узнает достоинства и недостатки новой схемы процессов, можно вернуться к доработкам. При таком подходе объем доработок и бюджет на них значительно сократятся, а запуск состоится гораздо быстрей.

Следующим важным риском при внедрении системы являются квалификация и мотивация команды внедрения. Члены команды внедрения со стороны поставщика системы должны иметь успешный опыт запусков WMS, а также иметь мотивацию выполнить работу качественно и в срок. Крупные поставщики WMS-систем обычно соответствуют таким условиям. При этом для проектной команды со стороны заказчика WMS-системы квалификация и мотивация часто оказываются первостепенной проблемой.

Команда внедрения со стороны заказчика должна иметь самое малое двух высококвалифицированных специалистов. Первый – это сотрудник с хорошим знанием бизнес-процессов складов с адресным хранением под управлением WMS-систем. Обычно на такую роль подходит начальник смены или руководитель группы операторов, проработавший несколько лет на складах под управлением WMS-систем. Второй сотрудник – это IT-специалист, имеющий опыт построения отчетов, знающий СУБД, на которой будет работать WMS, а также имеющий опыт построения интерфейсов между информационными системами. Заработная плата таких специалистов соизмерима с заработной платой руководителей складского комплекса. В качестве варианта мотивации этих двух сотрудников можно оговорить в случае успешного запуска WMS-системы присвоение первому сотруднику должности одного из руководителей складского комплекса, а второму – должности руководителя IT-службы складского комплекса с соответствующими финансовыми бонусами. Попытки заказчика сэкономить на двух высококвалифицированных сотрудниках и перенести их функции на команду поставщика WMS-системы негативно сказываются на работе склада после ее запуска.

После запуска системы специалист по бизнес-процессам будет, возможно, выполнять функции wаrehouse manager (сотрудника, управляющего обработкой заказов на складе) либо, если он занят на других работах, на эту должность надо заранее готовить другого специалиста. Кроме того, заказчик WMS должен заранее нанять и обучить сотрудника функциям stock manager. Этот сотрудник будет управлять настройками товаров и ячеек в WMS. В значительной степени от него зависит эффективность работы склада после внедрения системы. Например, этот сотрудник может выделить для товара с высокой частотой обращения (товара категории А) место в зоне отбора, удобное для частых обращений (зона отбора категории А), либо место на задворках зоны отбора (зона отбора категории С).

Для всего персонала склада очень полезно провести популяризацию идеи внедрения новой WMS, объяснить выгоды от внедрения системы. Полезно объявить о небольших бонусах успешным сотрудникам склада, если склад перейдет на новую систему в срок.

Следующий важный риск, который надо контролировать при внедрении WMS-системы, – это качество проработки бизнес-процессов. Процессы работы склада должны быть детально документированы. При этом особое внимание надо обратить на исключительные ситуации. Например, должны быть описаны ветви бизнес-процессов – что предполагается делать, если в поставке присутствует товар, которого нет в электронной накладной, и если этот товар отсутствует в справочнике товаров WMS-системы. Отсутствие инструкций по работе в исключительных ситуациях зачастую приводит к остановке работы склада, накоплению ошибок и расхождениям между данными WMS, других информационных систем и фактической ситуацией на складе.

Тестирование – один из самых трудоемких этапов внедрения. Часто бывает так, что из-за сжатых сроков проекта пытаются тестирование уместить в несколько дней. Это очень опасно. Проще исправлять ошибки, выявленные на этапе тестирования, чем править работающую систему. Перед проведением тестирования следует разработать его подробный план. Обязательно тестирование должно включать моделирование всех исключительных ситуаций. На финальном интеграционном тестировании важно проверить все процессы, включая исключительные ситуации, с привлечением нескольких сотрудников с использованием нескольких радиотерминалов. Обязательно должны тестироваться исключительные ситуации в работе интерфейсов между информационными системами.


Следующий важный риск – это подготовка к переходу на новую систему. Перед запуском WMS надо разработать план перехода, в котором подробно прописать и согласовать все работы. В частности, в плане должно быть четко прописано, кто, когда и в каком формате готовит данные справочников для WMS. Обязательно процесс перехода должен быть промоделирован в виде деловой игры. В результате выявятся проблемные места перехода, а персонал обучится последовательности операций при переходе на работу с новой WMS.

Теперь хотелось бы рассмотреть следующий вопрос – различные схемы запуска. Первый подход, когда сразу запускается весь склад, – самый традиционный. При этом в WMS обрабатывается товар одного владельца. Это, на первый взгляд, самый дешевый и быстрый способ. Но нам не известны примеры, когда такой запуск проходил гладко. Обычно он сопряжен с авралами, когда ошибки, выявленные в ходе запуска, исправляют прямо в работе. Очень часто склад, запущенный по такой схеме, через неделю или месяц после запуска останавливают, систему дорабатывают и затем производят повторный запуск.

Второй вариант – когда склад запускают по частям. Для этого выбирают один стеллаж и одну группу товаров. Этот товар обрабатывают с помощью WMS, а остальной склад работает в старой системе. Затем в WMS добавляют следующий стеллаж и следующую группу товаров. При таком подходе ошибки и сбои не нарушают работу склада. Запуск WMS на складе происходит медленней, идет постепенное вовлечение персонала.

Существует еще одна разновидность схемы запуска, когда с целью снижения рисков в первое время после запуска производится учет складских операций в старой и новой WMS-системах. Обычно такой подход значительно увеличивает нагрузку на персонал склада. Кроме этого никто из персонала, пока не выключена старая система, не рассматривает новую систему как запущенную в реальную эксплуатацию. Соответственно переход на новую систему затягивается. Данный вариант схемы запуска можно применять только в случае, когда в старой системе ведется количественный учет без адресного хранения, а в новой WMS-системе – собственно управление работой склада. Главной предпосылкой использования такой схемы является запуск в условиях, когда WMS не до конца протестирована и есть высокая вероятность повторных запусков.

Итак, при внедрении SCM руководителю проекта требуется провести большую работу по подготовке проекта, сбору данных о логистических потоках, издержках, планах развития компании, четко контролировать ситуацию на смежных проектах, которые могут повлиять на проект внедрения. Должен быть правильно выбран момент старта проекта. К проекту привлекают высококвалифицированных сотрудников как со стороны заказчика системы, так и со стороны исполнителя – поставщика системы. Должны быть тщательно регламентированы и протестированы процессы, по которым будут работать в результате внедрения SCM, хорошо отлажены и протестированы интерфейсы с другими системами.

Помимо этого следует хорошо продумать мотивацию как участников проекта внедрения, так и сотрудников, затрагиваемых проектом. А к работе с системой надо обязательно привлечь несколько высококвалифицированных сотрудников как со стороны бизнеса, так и со стороны информационных технологий. Все это позволит сделать процесс внедрения безболезненным для бизнеса, а результат внедрения SCM позволит существенно повысить эффективность бизнеса и существенно уменьшить издержки.