Дополненная реальность – одна из многих технологий взаимодействия человека и компьютера. Ее специфика заключается в том, что она программным образом визуально совмещает два изначально независимых пространства: мир реальных объектов вокруг нас и виртуальный мир, воссозданный на компьютере.

Новая виртуальная среда образуется путем наложения запрограммированных виртуальных объектов поверх видеосигнала с камеры, и становится интерактивной путем использования специальных маркеров.

Дополненная реальность уже много лет используется в медицине, в рекламной отрасли, в военных технологиях, в играх, для мониторинга объектов и в мобильных устройствах.

Основа технологии дополненной реальности – это система оптического трекинга. Это значит, что «глазами» системы становится камера, а «руками» - маркеры. Камера распознает маркеры в реальном мире, «переносит» их в виртуальную среду, накладывает один слой реальности на другой и таким образом создает мир дополненной реальности.

Существуют три основных направления в развитии этой технологии:

«Безмаркерная» технология AR

«Безмаркерная» технология работает по особым алгоритмам распознавания, где на окружающий ландшафт, снятый камерой, накладывается виртуальная «сетка». На этой сетке программные алгоритмы находят некие опорные точки, по которым определяют точное место, к которому будет «привязана» виртуальная модель. Преимущество такой технологии в том, что объекты реального мира служат маркерами сами по себе и для них не нужно создавать специальных визуальных идентификаторов.

AR технология на базе маркеров

Технология на базе специальных маркеров, или меток, удобна тем, что они проще распознаются камерой и дают ей более жесткую привязку к месту для виртуальной модели. Такая технология гораздо надежнее «безмаркерной» и работает практически без сбоев.

«Пространственная» технология

Кроме маркерной и безмаркерной, существует технология дополненной реальности, основанная на пространственном расположении объекта. В ней используются данные GPS/ГЛОНАСС, гироскопа и компаса, встроенного в мобильный телефон. Место виртуального объекта определяется координатами в пространстве. Активация программы дополненной реальности происходит при совпадении координаты, заложенной в программе, с координатами пользователя.

Стараясь исключить технологические риски и обойти проблемные моменты, при разработке прототипа программного комплекса, мы остановили свой выбор на надежной и проверенной маркерной технологии дополненной реальности.

Так же, использование маркерной технологии имеет дополнительные преимущества в плане внедрения в методическую часть наглядных печатных материалов, используемых в общеобразовательных учреждениях при изучении конкретной темы и проведении практических работ по ней.

Примеры приложений с AR технологиями

Оборудование для AR технологий

Для работы с технологией дополненной реальности обязательно необходимы следующие компоненты:

  • Графическая станция. Это может быть мобильный телефон, ноутбук, персональный компьютер, графическая рабочая станция с профессиональной видеокартой. Одним словом, компьютер.
  • Дисплей. Экран телефона, телевизор, монитор, моно или стерео дисплей, проекционный экран.
  • Камера. Благодаря камере мы получаем «слепок» реального мира, на который специальное программное обеспечение накладывает виртуальные объекты.
  • Метки, или маркеры.
  • Программное обеспечение. Математические алгоритмы, которые позволяют камере увидеть и распознать метку (маркер) в окружающем пространстве, а затем определить, какая именно модель программно «привязана» к метке. И, наконец, «положить» эту модель на метку таким образом, чтобы виртуальный 2D или 3D объект повторял любое движение реальной метки.

Технология дополненной реальности это, в основе своей, программное обеспечение. То есть это специальные математические алгоритмы, которые связывают камеру, метки и компьютер в единую интерактивную систему.

Основная задача системы – определить трехмерное положение реальной метки по ее снимку, полученному с помощью камеры. Процесс распознавания происходит поэтапно. Сначала снимается изображение с камеры. Затем программа распознает пятна на каждом кадре видео в поисках заданного шаблона – рамки метки. Поскольку видео передается в формате 2D, то и найденная на кадре рамка метки определяется как 2D контур. Как только камера «находит» в окружающем пространстве рамку, ее следующая задача – определить, что именно изображено внутри рамки. Как только сделан последний шаг, задача системы – построить виртуальную 3D модель в двухмерной системе координат изображения камеры. И привязать ее к метке.

После этого, как бы мы ни передвигали метку в реальном пространстве, виртуальная 3D модель на ней будет точно следовать за движением метки.

К сожалению, маркерная технология, как и любая другая технология, имеет ряд возможных проблем в работе с метками. Бывает, что при движении метки объект может «соскочить» с нее или вовсе исчезнуть с экрана. Это означает, что камера просто перестала «видеть» метку. Есть пять основных причин для этого.

Первое, в чем может заключаться проблема, это освещение. Затемненная зона, слишком яркое направленное освещение, лампа дневного света, светочувствительность камеры, - все эти параметры напрямую влияют на уровень распознавания метки.

Вторая проблема – это расположение реальной метки в пространстве по отношению к камере. Поскольку камера должна четко и целиком видеть рамку метки, она не сможет распознать ее, если метка будет под наклоном или если область рамки будет закрыта, например, рукой. Еще одна причина – слишком быстрое перемещение метки из стороны в сторону. Большинство любительских камер просто не успевает отследить ее перемещения по частоте кадров в секунду и «теряет» метку вместе с моделью.

Если первые две сложности легко устранить, просто следуя инструкции по применению, то есть и третья, более серьезная проблема. Она связана с калибровкой камеры. Калибровка нужна, чтобы построить модель реальной камеры в компьютерном пространстве.

Для того чтобы добавить перспективу и глубину в 2D картинку, которая отображается с камеры на экран, нужно определить параметры перспективной проекции для камеры. Это можно сделать в домашних условиях, используя «шахматную доску» и специальное программное обеспечение.

Еще одна проблема, которая часто относится к web-камерам, - это низкое разрешение камеры. Любительская оптика, тем более встроенные камеры на ноутбуках, как правило, не обладают хорошими объективами с высоким разрешением. Поэтому они дают больше нелинейных искажений и проблем в работе с метками дополненной реальности. Например, если метка будет находиться слишком далеко от камеры или на границе ее видимости, то последняя ее просто «не увидит». Этот вопрос решается покупкой камеры с более высоким разрешением и ее последующей калибровкой.

И последняя проблема – это программное обеспечение. Некоторые алгоритмы распознавания могут иметь ошибки и давать погрешности во время распознавания рамки и «чтения» картинки метки. В этом случае модели могут отображаться некорректно (например, на метке с совой может появиться совсем другой объект) или вовсе исчезать с экрана.

Аппаратная часть, для реализации базовых функций технологии дополненной реальности должна решать 3 основных задачи: получать видеопоток хорошего качества, иметь возможность обработать данный видеопоток и дополнить слоем с виртуальными объектами и, конечно же, вывести обработанные данные на устройства вывода для восприятия конечным пользователем.

Дополненная реальность AR. Это термин, который получает техническую элиту, но ее часто неправильно понимают и трудно определить. Несмотря на то, что в течение нескольких десятилетий он запутывается в мире бизнеса, он только сейчас начинает прыгать в мир потребителей.

Мощные очки повышенной реальности были восприняты как потенциальный игровой чейнджер для того, как мы живем. Но что такое AR, на самом деле, и почему это такое захватывающее модное слово? Почему Apple, Facebook, Google и остальные так сильно стремятся к будущему AR?


Дополненная реальность не совсем легко доступна, чтобы попробовать себя, поэтому она может чувствовать себя немного тупой. И даже когда вы его используете, технология и экосистемы, стоящие за ними, не являются хорошими или полезными для большинства людей.

Оставайтесь спокойно, друзья. Мы собрали ответы на некоторые из ваших горячих вопросов. Читай дальше.

Виртуальная реальность обещает погрузиться в симулированную реальность. VR доставит вас на место и попытается заставить вас поверить, что вы на самом деле там. Дополненная реальность почти противоположна. AR хочет держать вас в вашем мире, но он также хочет действовать как слой между вами и вашим миром.

Короче говоря, это технология, которая дополняет ваш мир, разбивая графики и изображения и видео поверх него. Первое устройство AR, родившееся в 1960-х годах и получившее название «Дамоклов меч» (серьезно), поставило эту идею в камень. В то время как само устройство было огромным и громоздким, оно накладывало географическую сетку поверх вашего зрения.

Итак, как именно добавленная реальность связана с смешанной реальностью? Они на самом деле довольно похожи друг на друга, настолько, что Microsoft будет настаивать на том, чтобы вы называли гарнитуру HoloLens устройством смешанной реальности, а не дополненной реальностью. По сути, смешанная реальность подобна странной взаимосвязи между виртуальной VR и AR дополненной реальностью.

Подумайте об этом так: Смешанная реальность - это когда виртуальные объекты могут взаимодействовать с реальными объектами в мире и наоборот. Представьте, что вы разместили виртуальную таблицу в своей комнате, и тогда вы можете обойти планшет. Или версия Pokemon Go, где покемон может уйти от пути случайных людей, идущих мимо. Это смешанная реальность.

Сама технология может принимать различные формы. Самая популярная форма сейчас - через наши смартфоны. Фильтры Snapchat могут превратить вас в симпатичную собаку или действовать как цифровой макияж. Он также может улучшить ваши фотографии и видео весело, например, растянуть лицо или поместить голову на тело танцующего эльфа.

Остальные две основные формы - гарнитуры и смарт-очки. Smartglasses, по-видимому, являются желательным форм-фактором для расширенной реальности, предоставляя нам легкие и простые в использовании устройства. Гарнитуры немного громоздкие, но их размер часто необходим для включения всех датчиков и технологий, необходимых для запуска.

Да, датчики. Для расширенной реальности нужно несколько функций. Ему нужна камера, потому что она должна уметь видеть и интерпретировать мир. Для этого нужны датчики движения, поэтому, когда вы перемещаете устройство, он понимает, где он находится по отношению к окружающему миру. Он нуждается в программном обеспечении, которое может собрать все эти вещи вместе, и, самое главное, ему нужен портативный процессор и аккумулятор, чтобы поддерживать работу и работать в то время, когда вы в пути.

Хорошо, давайте разберемся здесь. Да, дополненная реальность, как правило, включает в себя расслоение кучи графики против вашего взгляда, чтобы изменить то, как вы видите свой мир. Но, ну, не всегда.

Оказывается, расширенная реальность - более туманный термин, чем мы поняли. Бозе, например, работает над аудио-дополненной реальностью. Это почти так, как кажется. Вместо того, чтобы показывать вам слои поверх текущего мира, он просто рассказывает вам о том, что вы ищете.

Этот тип AR, очевидно, лучше для тех из нас, у кого есть слабое зрение, но он также служит опрятным стоп-залом, поскольку технология визуально дополненной реальности все еще имеет долгий путь, прежде чем она будет готова для потребителей. Визуализациям нужны сильные процессоры и большие батареи, не говоря уже о передовых технологиях проектирования.

Аудио не нуждается в такой работе. Он может просто смотреть в мир с помощью камеры, ощущения, где вы находитесь, а затем рассказать вам о том, что вы смотрите.

Отлично, это то, что AR - но для чего это? По сути, это вычислительная платформа. AR может полностью изменить способ взаимодействия с нашими компьютерами. В основном потому, что наши компьютеры не будут неподвижными, мы больше сидим перед ними, это будет весь мир.

Например, самый известный пример - если вы ходите по городу и чувствуете голод. Вам нужно немного средств к существованию, поэтому вы нажимаете свои умные очки и просите хороших ресторанов. Когда вы посмотрите на ресторан, его рейтинг Yelp может появиться. Вы можете погрузиться и получить некоторые отзывы и рекомендации, возможно, даже заглянуть в меню, прежде чем даже пойти на место. Все, не вынимая телефон.

Если вы хотите отправиться в другое место, а не в прямом смысле, AR может выстроить улицы по направлениям, показывая вам, куда идти и сколько времени займет путешествие. Он может даже синхронизироваться с системами города и отображать, когда можно пройти через этот переход.

Когда вы попадаете в ресторан и заказываете что-то, вы можете посмотреть на предмет и рассказать свою пищевую информацию для себя в своем взгляде. Возможно, это может даже сказать вам, будет ли это вписываться в ваш рацион или сколько минут работы вам нужно сделать, прежде чем вы сможете подобрать этот пирог пекана в свой день.

AR не только для объектов. Он также может использоваться для улучшения взаимодействия с людьми, поскольку Стэнфорд работает над своей системой BodyNet. Вы могли бы просто взглянуть на кого-то, и благодаря носящим датчикам, которые они носят, посмотрите, не лгут ли они вам, неудобно с вами или рад вас видеть. Это поможет уменьшить неловкие даты, расстроить супругов и сказать неправильные вещи. Кроме того, вы знаете, идентифицируя своего второго кузена на свадьбе, прежде чем вы смутитесь.

Другие виды использования включают общую работу и игру. Генеральный директор Magic Leap Рори Абовиц говорил о возможности наблюдать за играми НБА в середине эфира - нет необходимости в телевидении. Вы могли бы даже превратить свою гостиную в игровое помещение, играть в виртуальные настольные игры или просто стрелять из странных маленьких уток, не имея необходимости ничего устанавливать. Кроме того, это модная новая тенденция. Не застрял в прошлом сезоне.

Одна техническая вещь, которую вам нужно знать о визуальном AR: не все системы созданы одинаково. См., Есть два основных метода создания дополняемых реализаций гарнитур и очков.

Помните Google Glass? Как это было в основном рама с крошечным кусочком стекла в углу? Стекло проецировало его дисплей на этот крошечный кусок стекла. AR в этом случае фиксируется в этом положении. Он не может приспособиться к вашему видению или что-то в этом роде. Мы видели, что другие очки, такие как Everysight Razor, применяют аналогичные подходы к AR.

Проекционное AR также может быть сопоставлено с датчиками и использоваться для публичных демонстраций AR. Лучшим примером этого является песочница UC Davis AR. Он проецирует карту на коробку с песком, а регулировка песка регулирует проекцию.Общественное AR еще не было слишком горячей темой, но, вероятно, некоторые волны будут иметь место, когда компании смогут найти способы слияния физического взаимодействия с методами отображения.

Другой метод основан на технологии, называемой световым полем. Это проектирует изображения AR прямо в ваши глаза, и его цель состоит в том, чтобы легко смешивать изображения AR с тем, как вы видите реальный мир. Вы можете быть знакомы с камерами с легким полем, которые фиксируют количество света в любой данной сцене, позволяя вам изменять фокус после факта. Технология светового поля для AR аналогична, поскольку позволяет естественным образом сосредоточиться на этих изображениях AR, как если бы они были на самом деле в мире. Это то, что Avegant и Magic Leap основали технологию AR.

Эффект - это в основном тонкая нормализация графики AR. Это заставляет чувствовать, что это реально, а не проектор на стекле на пару очков.

Расширенная реальность: устройства - теперь и в будущем
Итак, теперь вы знаете, что такое дополненная реальность, но как вы можете ее использовать? Или как вы будете использовать его в будущем? Ну, теперь есть несколько устройств, которые позволят вам использовать AR. Большинство из них направлены на бизнес и работу, но потребительский материал не за горами (2020 год, похоже, год, на который указывают все).

Большой папа. Долгое время HoloLens рассматривался как самое продвинутое устройство дополненной реальности. Это преимущество немного поскользнулось, так как жалобы на его узкое поле зрения на 35 градусов выросли. Есть также обещание гарниров для потребителей AR за углом. HoloLens видел применение компаниями и разработчиками, а также может работать в тех же приложениях, что и гарнитуры Windows Mixed Reality для совместной работы AR-VR.

$ 3000, Microsoft.com

Vuzix Blade AR

Спецификации Blade AR - лучшая попытка в обычных очках AR. Они выглядят хорошо, они поставляются с Alexa на борту и включают в себя такие функции, как пошаговая навигация, оповещения на основе местоположения и сообщения. Также есть 8-мегапиксельная камера с объемом памяти 4 ГБ для заполнения. Вы получите от 2 до 2,5 часов автономной работы. Они не полностью потребители (особенно эта цена), но они ужасно близки.

$ 1,800, vuzix.com

Эвергиус Раптор

Everysight заработал свой многолетний опыт, создав для военных устройств с улучшенной реальностью, и поставил их для создания пары очков AR для велосипедистов. Raptor использует свои встроенные смартфоны, чтобы дать вам указания и информацию о вашей поездке. Там также есть камера для вас, чтобы сделать кулачковые выстрелы в некоторых особенно интересных моментах. Тем не менее, это также бэкдор-продукт в более широкую, более общую AR-платформу.

$ 499, everysight.com

Серия ODG R

В основном, ориентированные на предприятия, трио ARG-смартфонов ODG почти одновременно. Есть R7, который дебютировал в 2015 году и имеет 720p объективы, 37 градусов поля зрения, распознавания голоса, Bluetooth, Wi-Fi и датчики движения. R8, который будет дебютировать позже в этом году, имеет 40-градусное поле зрения, позиционное отслеживание, дисплей 1080p и процессор Snapdragon 835. R9, отправляемый в ограниченных количествах, берет все это и ударяет поле зрения до 50 градусов.

$ 2750 (R7), $ 1,999 (R9), TBD (R8), osterhoutgroup.com

Хорошо, так что это скорее конкретное, нишевое использование, но оно все еще является дополненной реальностью. Lenovo сотрудничает с Disney, чтобы использовать гарнитуру Mirage AR вместе с игрушечным светом и вашим телефоном с приложением Jedi Challenges. Вы также получите маленький мяч, а затем, как только все будет хорошо, вы можете тренироваться с помощью своего светового меча, как будто вы сами Люк Скайуокер. Да прибудет с тобой сила.

AR не просто позволяет вам просматривать мир, но и давать вам объекты, с которыми вы можете взаимодействовать. Это то, что куб, хотя это также в большой степени о том, чтобы дать вам игру на основе AR, с которой вы можете поиграть. Хотя для этого требуется больше поддержки приложений, это дешево и весело, особенно если вы хотите, чтобы ваши дети подключились к этой расширенной жизни.

$ 14.99, merge.com

ARKit

Тим Кук очень взволнован по поводу дополненной реальности, поэтому взволнован тем, что компания продолжает строить свою экосистему AR до тех пор, пока не будут полностью подтверждены те слуховые очки AR. Apple уже некоторое время экспериментирует и патентовывает вещи, в том числе гарнитуры, в которые вы можете сложить свои телефоны.

Пока эта технология не готова, ARKit - это способ заставить разработчиков создавать AR-приложения и готовить экосистему. По нашему опыту, это уже самое высокое качество AR, которое мы видели до сих пор. Он даже недавно получил обновление с ARKit 1.5, позволяя вертикальное размещение объектов и группы AR.

Чтобы не отстать, Google также стремится создать AR-экосистему с ARCore. Google Glass, возможно, был эпическим провалом, но это не означает, что Google отказывается от дополненной реальности.Google интересуется смарт-классами AR, но он ждет, пока технология не станет достаточно зрелой, чтобы стать мейнстримом. Так почему бы не повесить назад и не создать экосистему приложений и разработчиков тем временем? Одна вещь, на которую следует обратить внимание: недавно компания Google приобрела компанию Lytro, специализирующуюся на технологии светового поля.

После нескольких лет секретности Magic Leap представила свой первый продукт: Magic Leap One, пару очков AR, которые подключаются к компьютеру с маленькими дисками и оснащены пультом дистанционного управления для управления всем этим. Мы знаем, что это похоже на решение «все-в-одном», которое заменяет ваш компьютер. Мы знаем, что у него будут приложения от подобных ILM и NBA. Мы знаем, что его контроллер имеет 6DoF. Мы знаем, что это будет стоить около 1000 долларов, и что он наступит в этом году. И, ну, это все, что мы знаем. По большинству счетов (кроме Beyonce’s) Magic Leap One может быть устройством AR, которого мы так долго ждали.

Если есть герой, в котором нуждается мир AR, это танцевальная хот-собака Snapchat. Компания, пожалуй, самая популярная модель толкателя AR, и она окунула носок в пригодные для носки камеры с очками. Конечным толчком, однако, являются пара смарт-очков AR. У Snap есть и талант, и патенты, чтобы сделать это, нам просто нужно подождать и посмотреть.

Целый ряд компаний из разных отраслей, включая индустрию красоты, спорта, товаров для домашнего декора и индустрию напитков, уже внедрили AR для сближения онлайн и оффлайн миров, чтобы выйти за рамки пассивных маркетинговых уловок и создать динамичный, захватывающий опыт, который пробудит чувства клиентов и выведет их вовлеченность на новый уровень. Тем не менее, потребителям нужно время, чтобы адаптироваться ко всему новому, поэтому первые попытки использования AR на социальных платформах и Pokémon Go являются максимально простыми и доступными, чтобы дать пользователям возможность познакомиться и поэкспериментировать с технологией.

Чтобы клиенты получили новый опыт взаимодействия с технологией AR — и, в конечном итоге, вернулись к вам — маркетологи должны правильно сочетать инновации, развлечения и практические функции.

Нельзя забывать, что взгляд на мир через экран телефона может быть настолько же ограниченным, насколько воодушевляющим. При использовании в течение долгого времени, технология AR может стать утомительной и даже дезориентировать потребителей. В долгосрочной перспективе стоит делать ставку на стеклянные поверхности — окна, столешницы, витрины магазинов — для реализации ваших AR-задумок.

Придание ценности своему продукту

Большинство AR-игр, выпущенных в 2017 году, имели скорее развлекательный, нежели практический характер. Например, игра «Бен и Джерри» , запущенная в ноябре на платформе Facebook, позволяла пользователям ловить ртом маршмеллоу, таким образом привлекая их внимание к запуску нового мороженого со вкусом маршмеллоу. А в октябре NBA запустила игру , которая позволила любителям баскетбола бросать мячи в виртуальные обручи. Таким образом ассоциация решила привлечь молодых фанатов этого вида спорта, выросших в эпоху цифровых развлечений. До сих пор компании выпускали простые игры для пробы почвы, но в будущем доступ к большой аудитории может значительно усложниться, как только первый массовый ажиотаж вокруг технологии начнет спадать.

В большинстве случаев для того, чтобы оценить AR-технологию, пользователи должны загружать приложения или приобретать специальное оборудование. Это может помешать некоторым потребителям и они могут отсеяться, поэтому маркетологи обязательно должны продумывать правильную стратегию их вовлечения и повышать ценность своего продукта для пользователей.

Однако, несмотря на наличие определенных сложностей, аналитики прогнозируют активный рост сегмента AR: по оценкам Digi-Capital, в ближайшие пять лет размер рынка увеличится до 83 миллиардов долларов . Волна брендов, использующих AR, говорит о потенциале технологии, а также показывает, как технология может стимулировать вовлеченность и продажи в приложениях, особенно для тех компаний, которые нацелены на более молодых, мобильных покупателей. В 2018 году маркетологам важно получить хотя бы первоначальное обучение в этой области, чтобы в дальнейшем не отстать от более предприимчивых конкурентов.

В отличие от виртуальной реальности, которая требует, чтобы пользователи покупали дорогие гарнитуры для погружения в виртуальный мир, дополненная реальность — более осуществимый вариант для разработчиков и маркетологов. Все, что нужно пользователям, — это устройство с камерой, которое позволит им взаимодействовать с внешним миром, а не отгораживаться от него. Вот почему технология AR так важна для разработчиков мобильных приложений.

Она позволяет людям смотреть на мир через ваш «фильтр». Вы не просите их полностью погрузиться в другую реальность. Вместо этого вы предлагаете объединить их мир со своим. Это то, чего не сможет предложить никакой сайт или лендинг из-за недостатка интерактивности.

Рассмотрим, например, сайты электронной коммерции. Продажи на таких сайтах растут с каждым годом, но люди продолжают ходить в обычные магазины (особенно в праздничные и выходные дни). И происходит это во многом потому, что в оффлайн магазине они могут потрогать товар руками, проверить его и пообщаться с продавцами и другими покупателями в режиме реального времени, пока обдумывают покупку. Покупки в интернете — это всегда риск.

Как вы, наверное, уже догадались, технология AR в мобильном приложении может изменить это. Дополненная реальность позволяет пользователю более осмысленно взаимодействовать с вашим продуктом и брендом. И это еще не все. Дополненная реальность, связанная с функциями геолокации, может значительно облегчить жизнь пользователей.

Если вы пытаетесь повлиять на коэффициент удержания, разработка полезного и интерактивного интерфейса AR может стать ключом к завоеванию более лояльных пользователей в следующем году.

А чтобы понять, какой из видов дополненной реальности подойдет для вашего приложения больше всего, посмотрите на примеры компаний, которые уже успешно используют эту технологию.

Вот, что пишет Google:

«AR станет ценным дополнением для многих существующих сайтов. Например, эта технология может помочь людям учиться на образовательных платформах и позволит потенциальным покупателям визуализировать товары в процессе покупки, представлять, как они будут смотреться у них дома».

Однако тот факт, что мобильных приложений с технологией дополненной реальности на сегодняшний день не так много, позволяет сделать вывод о том, что многие маркетологи и разработчики не спешат применять ее. Хотя есть несколько действительно интересных примеров, с которыми мы и хотим вас познакомить. Надеемся, они вдохновят вас попробовать технологию дополненной реальности для своего приложения или сайта в 2019 году или позже.

AR в социальных сетях

Для многих из нас дополненная реальность — уже часть повседневности. И неважно, используем мы ее сами или просматриваем контент, созданный тем, кто ее применяет. О чем речь? Конечно же, о социальных сетях.

На сегодняшний день существует три платформы, которые используют технологию дополненной реальности.

Первым был Snapchat:

Snapchat включил базовую интеграцию камеры, чтобы пользователи могли снимать и отправлять свои фотографии и видео другим. Следующим шагом было использование технологии дополненной реальности, которая позволила пользователям примерять различные маски на себя. В отличие от традиционных фильтров, которые меняют насыщенность фотографии, маски анимированы, то есть перемещаются по мере движения пользователя.

В историях Instagram позволяет применять расширенные фильтры, которые «прилипают» к лицу или к экрану. Как и в Snapchat, есть некоторые анимированные фильтры, которые имитируют мимику лица.

Еще одна социальная платформа, преуспевающая в использовании AR, — это Messenger от Facebook:

Популярность фильтров дополненной реальности в Snapchat и Instagram позволяет предположить, что и Facebook не останется в стороне и внедрит AR в мобильное приложение.

Варианты использования

Ваше приложение не обязано быть связано с социальной сетью, чтобы использовать преимущества фото- и видеофильтров.

Если ваше приложение предлагает сетевой или коммуникационный компонент: чат внутри приложения с другими пользователями, загрузку фотографий в профили и т.д., вы можете легко применить аналогичные фильтры дополненной реальности, чтобы сделать опыт использования вашего приложения более современным и запоминающимся.

Видео объекты дополненной реальности

Не только лица ваших пользователей могут быть изменены с помощью технологии дополненной реальности. Это также могут быть различные пространства.

Рассмотрим еще один способ использования AR-технологии.

Посмотрите на 3DBrush:

На первый взгляд может показаться, что это просто еще одно мобильное приложение, которое позволяет рисовать на своих фотографиях или видео. Но что в нем интересно — это 3D и «наклейки». Пользователи могут рисовать формы любых размеров, цветов и сложности в трехмерном пространстве. Эти элементы затем «прилипают» к окружающей среде. Независимо от того, куда перемещается камера пользователя, объекты удерживаются на месте.

LeoAPP AR — еще одно приложение, которое позволяет развлекаться, изменяя пространство:

Как вы можете видеть в примере ниже, гориллу разместили на столе, но подойдет любая плоская поверхность:

Конечно, это далеко не единственный анимированный объект, который вы можете разместить на плоской поверхности с помощью приложения. Есть и другие голографические анимации, размер которых можно подобрать под ваше реальное физическое пространство. Например, если вы хотите поболтать с ними лицом к лицу или попросить сопровождать вас во время презентации.

Варианты использования

Приведенные выше примеры не дают полного представления о том, что можно сделать с помощью таких мобильных приложений. Конечно, можно просто использовать их для социальных сетей (наряду с другими фильтрами дополненной реальности), но еще лучше применять их для оживления брендового видео.

— был, есть и будет важной составляющей маркетинга. Тем более, что сегодня его можно создавать с помощью смартфонов, и специальное оборудование не требуется.

Добавление трехмерных сообщений или объектов в рекламное или обучающее видео может быть действительно интересным вариантом использования технологии дополненной реальности. Ее можно использовать не только тем, кто хочет адаптировать свое мобильное приложение для потребителей, которые уже пользуются преимуществами AR в социальных сетях, но и компаниям, желающим изменить отношение к своему бренду.

Дополненная реальность в играх

Благодаря тому, что Pokémon Go несколько лет назад покорил весь мир, игры стали наиболее известным примером использования технологии дополненной реальности в мобильных приложениях.

Приложение до сих пор существует и пользуется спросом, правда, мы больше не слышим истории о том, как кто-то получил травму (или даже погиб), играя в Pokémon Go.

Перед разработкой мобильного приложения с использованием AR стоит подумать о безопасности. Если вы просите пользователей принять участие в какой-либо активности за пределами безопасного замкнутого пространства, вы не сможете контролировать их действия. Если пользователи получат травмы во время игры или публичной презентации, это нанесет серьезный вред имиджу вашего бренда (как в случае с игроками в Pokémon Go, которым запретили посещать рестораны).

Видимо, поэтому технология дополненной реальности сегодня чаще используется в играх типа AR Sports Basketball.

Приложение позволяет разместить баскетбольное кольцо на любой плоской поверхности — на полу или на столе. Это отличный способ отвлечься и развлечь себя или даже посоревноваться с друзьями, семьей или коллегами.

Варианты использования

Конечно, можно разработать приложение, представляющее собой AR-игру, как показано в двух примерах выше.

Также можно подумать о способах геймификации других мобильных приложений с помощью технологии дополненной реальности. Например, компания, занимающаяся доставкой пиццы, чтобы стимулировать пользователей устанавливать приложение и заказывать через него, может добавить вкладку «Играть» накануне важного спортивного события. Хороший способ занять пользователей во время ожидания заказа.

Проявите креативность! AR-игры могут быть не только в игровых приложениях.

Дополненная реальность в обустройстве дома

Дополненная реальность позволяет отображать в реальном физическом пространстве интерактивные объекты. При обустройстве дома эта технология может помочь пользователям принимать решение о покупке, не выходя из дома (или на работе, или в транспорте по пути на работу и т.д.).

IKEA — один из брендов, который уже использует эту возможность.

На картинке выше показано, как располагается модель стола из IKEA в реальном пространстве. Просто нужно выбрать интересующий товар и разместить в своем помещении. На картинке 3D-проекция стола размещена перед реальным столом, чтобы было проще сравнить их и понять, как будет вписываться новый стол в интерьер.

Несмотря на то что сегодня онлайн-магазины предлагают подробное описание товаров, потребители по-прежнему испытывают трудности при совершении покупок, поскольку не могут представить, как те или иные товары будут выглядеть в жизни. Приложения IKEA стремится изменить это.

Приложение IKEA упрощает процесс покупки благодаря описанной выше функции. Пользователи запускают камеру и направляют ее на любой объект реального мира. Может быть, им понравилась книжная полка в отеле, где они остановились, или стулья у друзей дома. Все, что им нужно сделать, это сфотографировать предмет и разрешить приложению IKEA доступ к этому снимку. Приложение подберет похожий товар из каталога IKEA.

Как видите, приложение предлагает не только похожие стулья, но подходящие к ним столы.

Варианты использования

Если у вас уже есть или вы хотите создать мобильное приложение, которое продает товары потребителям B2C или B2B, и эти товары должны хорошо вписываться в их физическую среду, подобная функция будет полезна. Вы можете сэкономить время и вместо того чтобы планировать встречи в офисе или вести длительные телефонные переговоры, убеждая клиентов, что ваши товары им подойдут, предложите им попробовать самим.

Дополненная реальность для улучшения внешности

Пользователи вашего мобильного приложения, наверняка, хотят не только улучшать пространство вокруг, но и себя. Раньше им приходилось куда-то идти, чтобы примерить новый образ, или обходиться онлайн-покупками. Благодаря AR это больше не нужно.

У L`Oreal есть приложение Style My Hair:

В прошлом компьютерные технологии, предлагающие попробовать цвет волос, выглядели очень плохо. Надо было загрузить фотографию своего лица, и сайт прикладывал поддельные волосы на вашу голову. Это должно было дать людям представление о том, как цвет будет сочетаться с их тоном кожи, оттенком глаз и т.д. Но изображение не всегда получалось точным, что делало впечатление совершенно бесполезным.

Как вы можете видеть на картинках, приложение от L`Oreal не только меняет каштановый цвет волос девушки на новый светлый оттенок, но и остается с ней, когда она поворачивает голову.

Еще одна компания, использующая технологию дополненной реальности, — Sephora.

Не все девушки чувствуют себя уверенно, выбирая косметику. Но в этом и прелесть приложения от Sephora. Вместо того чтобы заставлять клиентов покупать кучу дорогой косметики, которая, как им кажется, отлично подойдет, или пытаться придумать, как применять ее самостоятельно, приложение с технологией дополненной реальности делает всю работу за них.

Варианты использования

Помните фильм «Колдовство» («The Craft»)? Используя эти приложения, вы почувствуете себя как героиня фильма.

Если ваше приложение продает продукты для самосовершенствования или косметику или просто предлагает пошаговые инструкции по использованию чего-либо, подумайте о том, как технология дополненной реальности может изменить пользовательский опыт. Сделайте так, чтобы ваши пользователи чувствовали себя уверенно, принимая решения о переменах во внешности: будь то техника нанесения макияжа на свидание или татуировка.

Дополненная реальность в реальном мире

Наконец, поговорим о том, как технология дополненной реальности может изменить пользовательский опыт в реальном мире.

Выше мы уже упоминали Pokémon Go и как она использует GPS-данные с мобильного устройства пользователя. Эта технология позволяет игрокам преследовать покемонов, куда бы они ни пошли: рестораны, магазины, парки и т.д.

Но что, если мы немного расширим границы? Дополненная реальность, связанная с геоданными, не просто помогает пользователям находить вещи в их физическом окружении. Ее можно использовать, чтобы улучшить свои прогулки в реальном мире.

Вспомните, когда вы в последний раз ездили в другие страны. Возможно, вы использовали переводчик, чтобы перевести незнакомые фразы. Возможно, вы также просили Siri перевести что-нибудь для вас. Но подумайте о том, как было бы здорово, если бы вам не пришлось этого делать. Дорожный знак. Меню в ресторане. Статья в журнале.

Приложение Google Translate пытается сделать это возможным:

В примере на картинке выделена написанная от руки фраза на английском языке: «Где ванная комната?» Выбираем язык, с которого нужно перевести фразу, выделяем фрагмент текста для перевода:

Перевод не всегда на 100% точный, что может быть связано с небрежным почерком (в случае с рукописным текстом). Но, безусловно, приложение облегчает жизнь пользователям, которым нужен быстрый перевод.

Варианты использования

Существуют и другие приложения с дополненной реальностью, которые используют GPS-данные с мобильного устройства.

Например, приложение FindMyCar. Конечно, технология работает небезупречно, так как не может точно зафиксировать положение машины, но подсказывает верное направление. В будущем, возможно, появятся более совершенные приложения — от Google или Apple Maps, позволяющие людям быстро ориентироваться на местности.

Заключение

В использовании технологии дополненной реальности есть свои минусы. Во-первых, стоимость. Во-вторых, поиск уникальной для вашего бренда функции, которая действительно улучшит пользовательский опыт. Кроме того, необходимо затратить усилия и средства, чтобы мотивировать пользователей скачивать приложение.

Простые уловки не сработают, тем более если вы хотите, чтобы пользователи не просто скачивали приложение, но и пользовались им. (Помните: коэффициент удержания — это не только загрузка). Вы должны сделать функцию с использованием технологии дополненной реальности очень привлекательной. Первое, с чего стоит начать, — ваши данные. Как пишет Джордан Томсон (Jordan Thomson):

«Дополненная реальность гораздо сильнее зависит от пользовательской активности, чем виртуальная реальность. Последняя является устаревшей технологией и для многих синонимом игр. Дизайнерам следует использовать больше данных и анализировать их, чтобы понимать желания и потребности своих клиентов».

Также советуем потратить некоторое время и изучить описанные выше приложения, чтобы получить представление о том, как работает технология, что делает ее привлекательной лично для вас. Сравните ваши выводы с задачами своего приложения и подумайте, можно ли внедрить какую-либо функцию с использованием технологии дополненной реальности в ваше приложение.

И, наконец, не забудьте с описанием вашего приложения, чтобы его было легко найти в сети.

— технологии, погружающей пользователя в совершенно новый, сгенерированный компьютером мир. Но что, если виртуальное пространство будет не замещать собой реальный мир, а органично с ним сочетаться? В этом случае мы получим дополненную реальность .

Таким образом, дополненная реальность (augmented reality, AR) — это система, совмещающая в себе реальные и виртуальные объекты. Как и в случае с виртуальной, для дополненной реальности необходимы специальные устройства, выступающие в роли проводников в мир AR.

    Существует множество классификаций приложений AR, в том числе по типу входных (движения, геолокация, голос) и выходных (изображение, звук) данных, взаимодействия с информацией (генерация или изменение) и сфере применения (коммерция, образование, здравоохранение и др.) В этой записке мы рассмотрим дополненную реальность с точки зрения пользовательского опыта. Для этого мы разобьем весь спектр AR-приложений на два типа:

  • приложения, для которых достаточно иметь смартфон или планшет
  • приложения, для работы с которыми необходимо приобрести отдельное устройство (в большинстве случаев специальный шлем).

Это позволит нам разграничить целевую аудиторию и сферу применения различных AR-устройств и упростить понимание этого комплексного рынка.

Итак, приступим.

AR на базе смартфонов

Как уже говорилось, для дополненной реальности этого типа не нужно ничего, кроме смартфона. Таким образом, приложения дополненной реальности доступны большинству людей.

На этом рынке присутствуют два игрока-гиганта: Apple и Google. Их продукт — платформы для разработчиков AR-приложений. Наличие готового инструментария устраняет барьеры для входа на рынок, поэтому на данный момент приложений дополненной реальности для смартфонов очень много.

У такой ситуации есть и обратная сторона — дополненная реальность ограничена технологическими возможностями смартфонов, а значительная часть существующих приложений однообразна.

Ниже расскажем о становлении этой технологии и о том, как ее применяют в бизнесе.

Краткий экскурс в историю

Первым AR-приложением, ставшим массовым, принято считать игру Mozzies, вышедшую в 2003 году на телефоне Siemens SX1. В ней поверх изображения с камеры рисовались комары и прицел для охоты на них. Отслеживая перемещение камеры по двум осям, программа передвигала насекомых таким образом, что они казались неподвижными относительно определенной точки в пространстве.

Скриншот из игры Mozzies

За счет своей новизны игра обрела успех, однако в течение следующих 13 лет заметного развития AR-игр, если не считать клонов Mozzies для новых поколений смартфонов, не наблюдалось.

В июле 2016 года состоялся релиз Pokemon Go — игры, основанной на интеграции навигационных технологий с дополненной реальностью. Суть Pokemon Go проста: для выполнения различных заданий игрок должен перемещаться по реальным улицам и «ловить» виртуальных покемонов, проецируемых на повседневные пейзажи, с помощью объектива камеры.

Несмотря на примитивную механику и изобилие технических ошибок, спустя три месяца с момента выхода приложение, которые загрузили более 100 млн человек, принесло его создателям более $400 млн.

Любопытно, что со времен игры Mozzies технологии не совершили значительного скачка вперед с точки зрения дополненной реальности: модели покемонов были помещены в реальный мир, однако никак не могли с ним взаимодействовать.

Денис Поздняков, главный гейм-дизайнер Luden.io:

«Технически Pokemon Go не видела, где пол. Игра просто размещала где-то картинку покемона. Она не могла никак связать его с окружающей действительностью, не могла наложить красивую тень на пространство и не могла увидеть, где находится сам игрок.»

Тем не менее Pokemon Go удалось главное — привлечь к технологии внимание пользователей и разработчиков. Но для дальнейшего развития технологии также был необходим универсальный инструментарий для создания приложений дополненной реальности.

Роль Apple и Google в развитии технологии

Созданием универсального инструментария для приложений дополненной реальностью занялись два технологических гиганта. Так, Apple в июне 2017 года представи ARKit — инструмент для разработчиков, заточенный на создание AR-приложений. Одной из главных технических достижений ARKit является способность определять горизонтальные плоскости в кадре, что избавит виртуальные предметы от необходимости висеть в воздухе и сделает их более реалистичными. Помимо этого, движения пользователя измеряются в шести степенях свободы: вперед-назад, вверх-вниз, влево-вправо и повороты вокруг каждой из трех осей.

Google в этом направлении носят более узкую направленность и в основном связаны с навигацией в пространстве. В 2014 году компания представила Tango — смартфон, оборудованный инфракрасным дальномером, фишай-камерой и другими сенсорами. Tango заточен под построение 3D-карт помещений.

Проекты на основе Google Tango могут быть использованы для упрощения клиентской навигации как в супермаркете...

Дополненная реальность в супермаркете

Так и в музее:

Дополненная реальность в музее

Широкому распространению Tango на данный момент мешает то, что эту технологию поддерживает лишь несколько моделей смартфонов сторонних производителей.

Практическое применение

Помимо уже упомянутой навигации, основное применение дополненной реальности на носимых устройствах в бизнесе сводится к визуализации товаров. Дальше всех в этом направлении ушли виртуальные каталоги — например, приложение IKEA позволяет перед покупкой товара посмотреть, как он будет смотреться в интерьере вашей квартиры.

Каталог IKEA с дополненной реальностью

Собственные виртуальные каталоги также есть у Cimagie, Blippar, Hyundai и Lego.

Аналогичным образом стартап приложение Kabaq пытается решить вечную проблему ресторанной индустрии — неопределенность по поводу размера порции:

Меню с дополненной реальностью

Стартап FXMirror разработал умное зеркало, которое виртуально примеряет понравившуюся одежду и тем самым экономит клиентам время:

Умное зеркало

Наконец, всем известные маски из Snapchat или Instagram также представляют собой технологию дополненной реальности. Логичным развитием этого направления стало приложение Makeup Genius от L’Oreal, позволяющее бесплатно опробовать на себе различные косметические продукты компании.

AR на базе отдельных устройств

Другой класс AR — специализированные очки, зачастую заточенные под конкретные задачи. Цена данных устройств может доходить до нескольких тысяч долларов за штуку, поэтому они применяются, в основном, в бизнесе.

За долю рынка в этой нише конкурирует ряд производителей со схожими устройствами, из которых выделяется Microsoft. В то время как Apple и Google пытаются сделать AR доступным как можно большему числу людей, Microsoft фокусируется преимущественно на нуждах бизнеса.

В этом разделе мы подробно рассмотрим продукт Microsoft, а также сделаем обзор ближайших конкурентов этой компании.

Microsoft Hololens

В 2016 году компания выпустила Hololens — оснащенные множеством сенсоров очки, способные рисовать виртуальные объекты на полупрозрачном экране. С помощью Hololens можно, например, создавать прототипы грузовиков — в этом случае цикл моделирования сократится с 6 месяцев до 3 дней.

Учитывая, что такой подход не требует постоянно держать перед собой отдельное устройство, Microsoft, вероятно, ближе всех подошли к разработке голограммы в том смысле, в каком ее принято изображать в кинематографе.

Hololens обладает рядом недостатков. Цена устройства, в зависимости от конфигурации, составляет от 3 до 5 тысяч долларов, что делает его недоступным для массового пользователя. К тому же угол обзора составляет всего около 30 градусов (для сравнения, в родственной технологии виртуальной реальности компания Oculus Rift добилась угла обзора в 110 градусов).

Однако это не означает провал Hololens. Продукты Microsoft чрезвычайно популярны в бизнесе по всему миру, и их интеграция с Hololens может помочь компании продавать это дорогостоящее устройство. К примеру, Hololens уже поддерживает взаимодействие со Skype — окно видеочата можно закрепить в удобном месте в комнате, после чего передвижения пользователя не будут влиять на положение этого окна.

Кроме того, устройство Microsoft может оказаться чрезвычайно полезным в корпоративном обучении. Уже сейчас решения с использованием Hololens имеют такие организации, как Japan Airlines, NASA, Volvo, Autodesk, Trimble и другие.

Компания thyssenkrupp использует Hololens для обслуживания лифтов:

Ремонт лифтов с Hololens

Также Hololens применяется для наглядного обучения медицинских студентов:

Обучение с Hololens

Приложение Teonim предлагает обучиться игре на фортепиано, наблюдая за движениями виртуального пианиста-профессионала:

Игра на пианино с Hololens

Другие устройства

Очки Meta 2 производства компании Meta во многом схожи с Hololens, но имеют ряд существенных отличий. Основное заключается в том, что Meta 2 — это устройство ввода и вывода изображения, обрабатываемого на отдельном компьютере, в то время как Hololens содержит встроенный компьютер.

Это означает, что Meta 2 может обрабатывать более детализированную графику, но ограничивает пользователя проводом. С другой стороны, в пользу Meta 2 говорит более доступная цена ($950) и угол обзора в 90 градусов.

Возможности Meta 2

Другие устройства — в основном аналоги очков Google Glass, провалившихся в продаже. Список этих устройств включает, но не ограничивается, следующими моделями: CastAr, Vuzix, Epson Moverio, Atheer, Laforge, ODG, Daqri, Laster и Cyclists. Эти AR-решения имеют сравнительно узкую специализацию, подстроенную под нужды конкретных индустрий. Например, очки Daqri заточены под инструктаж технических специалистов:

Очки Daqri

Дальнейшее развитие технологии AR

Учитывая доступность многих AR-приложений на смартфонах, с данной технологией стоит ознакомиться не только любителям научной фантастики, но и вообще всем людям, заинтересованным в развитии своего бизнеса.

Например, большой потенциал для дополненной реальности видится в сфере продаж. Согласно недавнему исследованию Sales Management Association, 40% людей из сферы продаж используют планшеты в своей работе, а 90% организаций планируют инвестировать в них. Это открывает возможности для дальнейшей модернизации каналов продаж с помощью технологий дополненной реальности. Пионерами в этой области являются компании Augment и VividWorks.

Потенциал AR частично уже раскрыт в коммерции и производстве, а также в обучении и играх . Другие сферы, где может быть применена дополненная реальность, включают в себя логистику, медицину, строительство, рекламу, искусство, спорт и многое другое. При этом очень важно правильно выбрать направление AR, которое лучше всего подходит для вашего бизнеса.

Ветвь AR, основанная на использовании смартфонов, в некотором смысле является тупиковой, поскольку необходимость постоянно наводить камеру для взаимодействия с виртуальными объектами идет вразрез с идеей повседневного использования этой технологии. Тем не менее, способы визуализации товаров с помощью дополненной реальности до сих пор являются привлекательным маркетинговым ходом и могут быть использованы для повышения конверсии.

С другой стороны, очки AR также имеют ряд серьезных ограничений, в том числе высокую цену и небольшой угол обзора. Но эти технологии уже сейчас активно применяются бизнесом. К тому же Microsoft активно продвигает свою разработку Hololens.