Славен не только мировыми достопримечательностями, но и губительной политикой Мао Цзэдуна. Самая крупная социальная катастрофа ХХ века вошла в летописание страны под названием "Большой скачок". В истории Китая это, действительно, был большой скачок, только не в сторону процветания, развития государства, а в сторону истребления, разрушения и политизации общества. Кампания длилась 2 года (1958-1960 гг), но ее отголоски еще звучали не одно десятилетие в жизни китайского народа.

Мао Цзэдуном была объявлена, казалось бы, многообещающая общенациональная цель Большого скачка: стремительный подъем экономики и укрепление индустриальной отрасли. «Три года упорного труда - 10 000 лет счастья». Но пути достижения этой цели привели к трагическим последствиям.

Китай был аграрным государством, Мао решил модернизировать сельское хозяйство за счет создания народных коммун. "Коммунизация" сёл предусматривала сочетание в народных коммунах четырех отраслей: промышленности, просвещения, сельского хозяйства, военного дела. Был разработан новый план на 5 лет (1958-1962). Вторая китайская пятилетка получила название «Большого скачка». Планировалось ускорить экономическое развитие в несколько раз. Особый упор делался на металлургическую отрасль: предполагалось увеличение выплавки стали в 10 раз.

Видоизменение социальной структуры

Народная коммуна была провозглашена основой будущего идеального общества. Главным принципом коммун стало обобществление жизни их членов. Деньги были заменены трудоднями, приусадебные участки ликвидированы, коммуна стала административной ячейкой. Жизнь крестьян строго расписана: вместе на работу, вместе в столовую и т.д. Крестьяне должны были развивать и промышленность: изготавливать себе инвентарь, транспорт, плавить металл. На их плечи взваливали еще и занятия "политпросвещением". Это привело к нехватке рабочей силы и времени для столь разносторонних занятий сельских жителей. Поля стояли необработанные, результаты подтасовывались, все больше практиковалась показуха, метаморфозные отчеты об идеальных успехах в сельском хозяйстве.

Мнимая индустриализация

Ставка в подъеме экономики делалась на развитие металлургической промышленности. Но на бумаге все этапы скачка вверх прописаны, а реальных предпосылок, знаний и инфраструктуры по производству стали не было. Печи строятся из глины, топятся они дровами. Кустарное сталеплавильное ремесло не могло способствовать высоким показателям. Низкое качество чугуна ограничивало его использование, и, как результат, экономика терпит потери, исчисляющиеся в миллиардах. Верхи радовались всестороннему подъему, а низы боялись сообщить правду.

Полигон для экспериментов

Во времена Большого скачка особый упор делался на сельское хозяйство, которое стало полем для всевозможных испытаний новых систем и технологий. Многие новшества не нашли практическое применение или оказались убыточными для земледелия. Например, строительство оросительной системы не было эффективным из-за отсутствия квалифицированных специалистов. Опыты с засевом зерна, проводимые по разработкам академика Лысенко, привели к снижению урожая.

Особая страница неразумных действий во времена Большого скачка - истребление воробьев. Если птице не давать садиться несколько десятков секунд, у нее разрывалось сердце. И вот миллионы молодых людей, оставив учебу, начинают свое шествие по стране, издавая всевозможные звуки, пугающие птиц. Наохотившись вдоволь, собирали умерших воробьев в кузова машин и проходили по городу с нескрываемой радостью на лице. Но радость была недолгой. Нашествие армии гусениц ликвидировало урожаи. Природа отомстила за циничное уничтожение одного из своих видов. Истребление воробьев стало причиной нарушения экологического равновесия: популяция насекомых возросла, ими сметались урожаи.

Итоги Большого скачка

Огромное количество китайцев было задействовано в выплавке стали и истреблении воробьев, поэтому урожаи оказались невысокими. Чтобы восполнить закрома, у крестьян отбирается зерно. Это приводит к голоду. Природа добавила неприятностей простому народу страны: разлив реки Янцзы приводит к наводнению, унесшему жизни двух миллионов человек.

На фоне всеобщего голода и неудач власти умудряются выделить средства на идеологически важные постройки. В 1959 году сооружается самое главное политическое здание страны – . Его возводят в на . Здание входит в десятку "великих строений", построенных к 10-летию КНР. Всего за 10 месяцев возвели эту общей площадью 171 800 квадратных метров. Напротив, как ирония судьбы, сейчас находится Цзэдуна. Даже после смерти он как бы взирает на свое творение. Дополняет архитектурный ансамбль эпохи Мао еще одно великое строение – , где представлена одна из крупнейших в Китае коллекция древностей.

В начале 1961 года в Пекине в Доме народных собраний проходит IX пленум ЦК КПК. Главным его решением была приостановка политики Большого скачка, но только в сельскохозяйственной отрасли. Зерно для населения закупается в Канаде и Австралии.

Ручной труд, повсеместная занятость, устаревшие технологии, даже героический труд миллионов китайцев не привели к усовершенствованию промышленности, к построению коммунизма. Политическими итогами скачка стал раскол в социалистическом лагере, распространение в державах третьего мира маоистских коммунистических партий, начавших противостояние с существующим режимом. Особые отношения с СССР привели к разрыву. Большой скачок стал большим истреблением китайского народа, унесшим 45 миллионов жителей страны.


В 1958 году в Китае началась очередная всенародная кампания. На этот раз ее объектом стали мухи, комары, воробьи и крысы. Каждая китайская семья должна была продемонстрировать своё участие в кампании и собрать большой мешок, доверху наполненный этими вредителями. Особенно интенсивным было наступление на воробьев. Его стратегия заключалась в том, чтобы не давать воробьям сесть, держать их всё время в воздухе, в полёте, пока они не упадут в изнеможении. Но неожиданно все это дело обернулось экологической катастрофой. Жители Китая стали наблюдать что-то невероятное: деревья покрылись белой паутиной, вырабатываемой какими-то червями и гусеницами. Вскоре миллионы отвратительных насекомых заполнили все: они забирались людям в волосы, под одежду. Рабочие в заводской столовой, получая обед, находили в своих тарелках плавающих там гусениц и других насекомых. И хотя китайцы не очень-то избалованны, но и у них это вызывало отвращение. Природа отомстила за варварское обращение с собой. Кампанию против воробьев и насекомых пришлось свернуть /Житняк, 1979, с. 154/.

Зато полным ходом развертывалась другая кампания. Ее объектом стали люди - 500 млн. китайских крестьян, на которых ставился невиданный эксперимент приобщения к неведомым им новым формам существования. На них решили опробовать идею, которая запала в сознание вождя. Это была идея «большого скачка» и «народных коммун». Цель, которую преследовал Мао Цзэдун, приступая к организации «большого скачка», состояла в переходе к коммунизму в кратчайшие сроки на основе утверждения таких форм общественной организации, которые позволили бы добиться небывалой экономической эффективности производства, осуществления главных принципов коммунистической утопии, способствовали бы укреплению главенствующего положения Мао Цзэдуна в КПК, а КПК и КНР в международном коммунистическом движении и мире. Это была утопическая программа с явным националистическим и мессианским уклоном. В начале 1958г. в Китае началась очередная шумная кампания под лозунгом «отдайте ваши сердца». Кому отдать? Разумеется, Мао Цзэ-дуну. На стенах домов по всему Китаю были вывешены дацзыбао (газеты больших иероглифов) с бесчисленными цитатами из его трудов. Энтузиасты- крестьяне и рабочие, служащие и студенты, - как по команде, стали призывать друг друга работать как можно больше за меньшую плату.

Вскоре после этого Мао Цзэ-дун отправился в провинцию Хэнань. Во время этого вояжа и появилась первая китайская «коммуна». Она родилась в апреле 1958г., когда 27 коллективных хозяйств численностью 43,8 тыс. объединились в первую коммуну, которая была названа «Спутник». Именно так началась кампания по осуществлению социальной утопии Мао Цзэ-дуна. Принятый VІІІ съездом КПК в 1956г. второй пятилетний план в 1958г. был признан «консервативным». В конечном счете, руководство КПК приняло решение увеличить за пятилетку объем валовой продукции промышленности в 6,5 раза, а сельского хозяйства - в 2,5 раза. Если на 2-й сессии VІІІ съезда КПК ставилась задача догнать и перегнать Англию в экономическом отношении за 15 лет или несколько больший срок, то спустя несколько месяцев эту задачу намечалось осуществить уже за 5 лет или даже быстрее. В августе 1958 года по предложению Мао было принято решение Политбюро ЦК КПК о создании «народных коммун», и через 45 дней появилось официальное сообщение, что практически все крестьянство- 121 936 350 семейств, или более 500 млн. человек, - вступило в «коммуны». Иными словами, политика «коммунизации» преследовала, по замыслу ее организаторов, цели как экономические - повышение эффективности общественного производства, так и социальные - ускорение строительства социалистического и коммунистического общества. Что касается методов ускорения темпов экономического строительства, то на этот вопрос проливают свет массовые пропагандистские кампании, которые проводились в этот период. Газеты, журналы, дацзыбао, развешанные на стенах домов, содержали стереотипные призывы: «работай, муравей, двигающий гору».

Организаторы «коммун» ставили задачу приобщить народ Китая к совершенно новым формам трудовых отношений, общественной жизни, быта, семьи, морали, которые выдавались ими за коммунистические формы. Предполагалось, что «коммуна», которая впоследствии должна была распространиться на городское население, станет универсальной производственной и бытовой единицей существования каждого человека. Все существовавшие до этого общественные и личные формы отношений были обречены на разрушение: кооперативная собственность и приусадебные участки, распределение по труду и сохранение дворового дохода, участие в управлении кооперативными делами и т. п. Даже семья- этот высокочтимый испокон веков в Китае институт - должна быть разрушена. Ретивые исполнители на местах не только ухитрились осуществить в течение нескольких месяцев «коммунизацию» всего сельского населения страны, но и двинулись решительно вперёд, огосударствив собственность кооперативов, личную собственность крестьян, военизируя их труд и быт. В конце 1959г. стали возникать городские «коммуны». Вскоре движение за «коммунизацию» в городах усилилось, оно проводилось под лозунгом «все принадлежит государству, за исключением зубной щетки». Иными словами, тотальное огосударствление собственности - наиболее характерная черта проводимой кампании. Другая черта «коммун»- военизация труда, создание трудовых армий и отказ от социалистического принципа распределения по труду. Крестьян- мужчин и женщин обязали проходить военную подготовку, они были объединены в роты и батальоны и нередко отправлялись вооруженные, в строю, солдатским шагом на полевые работы /Портяков, 1988, с. 23/.

Последствия «большого скачка» были тяжелыми. Возможно, наиболее страшным его следствием было падение сельского хозяйства. Сельское хозяйство настолько развивалось, что только жесткое нормирование продовольствия позволяло людям сводить концы с концами. Моральный облик людей изменился: появились случаи идолопоклонства, колдовства, вымогательства, растрат. Процветали спекуляция и черный рынок. Бунты крестьян, бегство из «коммун», разрушение домов на топливо, торговля из- под полы. Теперь обратимся к оценкам специалистов, советских и зарубежных. В 1958-1960гг. в широких масштабах развернулось строительство мелких предприятий. Мелкие и средние предприятия дали в эти годы 40-50% производства чугуна. В годы «большого скачка» в Китае были сооружены сотни тысяч примитивных домен, чугуноплавильных и сталеплавильных печей, мелких угольных шахт и т. д. По приблизительным подсчетам, общие затраты на массовое сооружение мелких предприятий составили около 10 млрд. юаней (тогда как все капиталовложения в промышленное строительство в 1957г. равнялись лишь 7,2 млрд. юаней). В сентябре 1958г. около 100 млн. человек, в том числе 50 млн., непосредственно занятых плавкой, были привлечены к производству металла кустарными методами, а также к добыче и транспортировке сырья. Как правило, это были люди, не имевшие никакого опыта работы в черной металлургии. Затея привела к бесполезному расходу многих десятков миллионов тонн угля, железной руды, миллиардов юаней, миллиардов человеко-дней труда. По мнению советских экономистов, в период 1958-1960 гг. был достигнут значительный количественный рост выпуска промышленной продукции за счет некачественных изделий. Но уже со второго квартала 1960г. положение в промышленности резко ухудшилось. С апреля 1960г. в промышленности Китая начались хаос и падение производства /Корягин, 1974, с. 243/.

9-й пленум ЦК КПК в январе 1961г., на котором был принят курс так называемого «урегулирования», признал, что в стране возникли серьезные экономические и политические трудности. Были резко сокращены масштабы капитального строительства, законсервировано большинство строек. Началась перестройка «народных коммун», крестьянам возвратили приусадебные хозяйства. Первоначально китайские руководители предполагали, что тяжелые последствия «большого скачка» удается устранить за два года (1960-1962), но эти расчеты оказались нереальными. На деле «урегулирование» официально продолжалось до конца 1965г. и захватило даже большую часть 1966г. В 1957 году урожай зерна достиг 187 млн. т, что приблизительно соответствовало урожаям, которые собирали в Китае до 1937г. Урожай 1958г. был наивысшим за всю историю страны. Однако он не был равен 375 млн. т, как об этом было заявлено маоистами в августе 1958г. Урожай 1958г. составил 200-210 млн. т в 1961г., 200 млн. т в 1963 и 1964 гг. Принимая во внимание прирост населения, происходило даже некоторое снижение потребления на душу населения по сравнению с довоенным Китаем. В неурожайные годы норма калорий была ниже 1500 в день, и голод грозил бы стране, если бы не было введено строгое нормирование продуктов. Производство продуктов питания стабилизировалось приблизительно на уровне, существовавшем до революции.

Таковы были экономические итоги эксперимента над 500 миллионами китайских трудящихся. Инициатором всех этих экспериментов был Мао Цзэ-дун. Первые симптомы поражения политики «скачка» и «народных коммун» проявились очень быстро. Это позволило противникам экстремистской линии активизировать свои действия. На 6-ом пленуме ЦК КПК, который состоялся в Ухане (в ноябре-декабре 1958г.), была принята пространная революция «О некоторых вопросах, касающихся народных коммун», которая была направлена против «забегания вперед», подвергая критике людей, которые «переусердствовали», думая, что построение коммунизма - «дело совсем несложное». Резолюция подтверждала постепенность процесса перехода к коммунизму, указывая, в частности, что процесс «насаждения коммун» займет не меньше 15-20 лет.

В 1967г. в китайской печати появились сообщения об открытом выступлении в период, предшествовавший созыву 8-го пленума ЦК КПК, с критикой Мао и его курса группы видных руководителей КПК и КНР: члена Политбюро ЦК КПК, министра обороны, начальника генштаба НАО Хуан Кэ-чэна, кандидата в члены ЦК, секретаря комитета КПК провинции Хунань Чжоу Сяо-чжоу и др.

Разногласия в руководстве КПК по проблемам определения внутриполитического курса и внешнеполитической ориентации страны достигли остроты к концу 1956г. Мао Цзэдун и его сторонники выступили за возвращение к «яньаньским» нормам политической и социально- экономической организации общества. Идею о классовой борьбе в социалистическом обществе Мао Цзэдун выдвинул еще в 1957г., а после Х пленума ЦК КПК 8-го созыва (1962г.) он начал пропагандировать и навязывать стране мысль об «обострении классовой борьбы», выдвинул положение «о продолжении революции при диктатуре «пролетариата» ». В этой связи появился и тезис о том, что часть членов КПК встала на путь «ревизионизма». Причем с самого начала борьба с «ревизионизмом» внутри страны стала неразрывно связываться с борьбой против «международного ревизионизма», в это понятие включалась КПСС и ряд других коммунистических и рабочих партий. Мысль о появлении ревизионизма в Китае Мао Цзэдун стал особенно подчеркивать со второй половины 1965г. Он считал, что в партию, правительство и армию крупных деятелей культуры проникало большое число представителей буржуазии «контрреволюционных ревизионистов», и, только начав «великую пролетарскую культурную революцию», можно отвоевать власть. Таким образом, «культурная революция», задуманная и развязанная Мао Цзэдуном в 1966г., была нацелена на то, чтобы устранить из руководящих органов партии всех несогласных с его политикой, прежде всего сторонников VІІІ съезда КПК, навязать партии и народу свою схему развития Китая в духе левацких концепций «казарменного коммунизма», ускоренного строительства социализма, отказа от методов экономического стимулирования. Одновременно продолжалось раздувание культа личности Мао Цзэдуна. Постоянно нарушая принципы коллективного руководства в партии, Мао Цзэдун поставил себя к этому времени над ЦК КПК, Политбюро ЦК партии и часто не обсуждал с последними принимаемых им от имени партии решений. Именно он в обход партийного руководства страны развернул «культурную революцию» и руководил ею.

Первая реакция на «культурную революцию» в Китае вызвала к жизни трактовку ее как чисто политического конфликта, борьбы за власть между сторонниками и противниками маоизма. Профессор Чикагского университета Тан Цзоу считает, что к началу «культурной революции» в КНР сложилось «резкое разделение между элитой и массами». Маоисты, по его мнению, в начале «культурной революции» выступили с критикой именно такой политической организации и пытались «ликвидировать пропасть» между управляющими и управляемыми, создать между ними новую систему отношений на основе трансформации сознания и привлечения каждого к активному участию в политической жизни. По его мнению, партия, придя к власти, превратилась по существу в то, что принято обозначать термином «истэблишмент». «Сосредоточив в своих руках политическую власть и материальные ресурсы, такая система вовлекает в свою орбиту контроля и поглощает все другие истэблишменты, основанные на богатстве, знании, образовании и мастерстве».

Именно эту систему будто бы хотел разрушить Мао. «Культурная революция», - полагает автор, - это восстание тех, кто находится вне истэблишмент…Но эта революция была инспирирована, поддержана и управлялась верховным вождем, вождем, потерявшим эффективный контроль над большим сектором истэблишмента. Автору так и не удалось доказать свою главную мысль, что у Мао Цзэ-дуна были некие антибюрократические цели при осуществлении «культурной революции». Видный американский специалист по истории коммунистического движения в Китае профессор Б. Шварц считает самым «поражающим» в «культурной революции» столкновение Мао Цзэдуна с КПК, аппарат которой на всех уровнях и организационная структура были разгромлены. Американский психолог Р. Лифтон главную причину «культурной революции» видит в осознании Мао неизбежности собственной физической смерти, в страхе Мао и его последователей перед «смертью революции», в их «отчаянном стремлении к революционному бессмертию». Само слово «культурная» указывает на традиционную в Китае веру в дидактические функции всех форм искусства, в культурное возрождение как ключ к социальному или национальному возрождению /Бурлацкий, 1976, с. 268/.

Историю «культурной революции» большинство китайских ученых делит на 3 этапа. Первый этап продолжался с мая 1966г. по апрель 1969г. Это была наиболее активная и разрушительная фаза «культурной революции», закончившаяся созывом ІХ съезда КПК. Поводом для начала движения послужила публикация в ноябре 1965г. в шанхайской газете «Вэньхуй бао» статьи Яо Вэньюаня «О новой редакции исторической драмы «Разжалование Хай Жуя»». Пьеса была написана в 1960г. видным китайским историком, заместителем мэра Пекина У Ханем. Он был обвинен в том, что, рассказывая в своей драме об эпизоде из истории средневекового Китая, якобы намекал на несправедливость гонений и разжалования маршала, бывшего министра обороны КНР Пэн Дэхуая, давшего в 1959г. негативную оценку «большому скачку» и народным коммунам в КНР. За этим последовали обвинения против руководителей Пекинского горкома КПК и отдела пропаганды ЦК КПК /Житняк, 1979, с. 100/.

В мае 1966г. на расширенном заседании Политбюро ЦК КПК было принято «Сообщение ЦК КПК от 16 мая», в котором излагались основные идеи Мао Цзэдуна о «культурной революции». Была создана группа по делам культурной революции при ЦК КПК (далее ГКР) во главе с бывшим секретарем Мао Цзэдуна Чэнь Бода. Жена Мао Цзян Цин и секретарь Шанхайского горкома партии Чжан Чуньцяо стали его заместителями, а секретарь ЦК КПК Кан Шэн, курировавший органы госбезопасности, - советником Группы. ГКР постепенно заменила собой Политбюро и Секретариат ЦК КПК и превратилась не без помощи Мао в «штаб культурной революции». Для подавления оппозиционных сил в партии Мао Цзэдун и его сторонники использовали политически незрелую молодежь, из которой формировались штурмовые отряды хунвэйбинов - «красных охранников» (первые хунвэйбины появились в конце мая 1966г. в средней школе при пекинском университете Цинхуа). В первом «Манифесте» хунвэйбинов говорилось: «Мы клянемся, что ради защиты ЦК, защиты великого вождя председателя Мао мы, не задумываясь, отдадим последнюю каплю крови, решительно доведем до конца культурную революцию». Занятия в школах и вузах по инициативе Мао Цзэдуна были прекращены, для того, чтобы учащимся ничто не препятствовало проводить «культурную революцию», начались преследования интеллигенции, членов партии, комсомола. Профессоров, школьных учителей, деятелей литературы и искусства, а затем и видных партийных и государственных работников выводили на «суд масс» в шутовских колпаках, избивали, глумились над ними якобы за их «ревизионистские действия», а в действительности- за самостоятельные суждения о положении в стране, за критические высказывания о внутренней и внешней политике КНР. По далеко не полным данным, представленным пекинским отделением Министерства государственной безопасности, с 23 августа по конец сентября 1966г. хунвэйбины только в Пекине убили 1722 человека, конфисковали имущество у 33695 семей, произвели обыски и изгнали из Пекина более 85тыс. человек. К 3 октябрю 1966г. по всей стране из городов было уже изгнано 397400 человек, попавших в разряд «нечисти».

В результате заигрываний Мао Цзэдуна с хунвэйбинами до и во время пленума (имеется в виду его переписка с хунвэйбинами, встречи с ними), призывов открыть «огонь по штабам», бесчинства хунвэйбинов после пленума приобрели еще большие масштабы. Хунвэйбины были поставлены, по существу, над партией и государственными органами. Жизнь в стране была дезорганизована, экономике нанесен тяжелейший урон, подверглись репрессиям сотни тысяч членов КПК, усилились преследования интеллигенции. Только в 17 провинциях и городах было ошельмовано более 142 тыс. кадровых работников, занятых в сфере образования, и преподавателей. Подверглись репрессиям более 53 тыс. человек, работающих в области науки и техники. В декабре 1966г. наряду с отрядами хунвэйбинов появились отряды цзаофаней (бунтарей), в которые вовлеклись молодые, обычно неквалифицированные рабочие, учащиеся, служащие. Они должны были перенести «культурную революцию» на предприятия и в учреждения, преодолеть сопротивление рабочих хунвэйбинам. Против разгрома органов партии выступили такие видные партийные, государственные и военные деятели, как Чжу Дэ, Хэ Лун, Чэнь И и другие. Чтобы сломить сопротивление противников «культурной революции», была развернута кампания по «захвату власти». Как пишут китайские историки, «Китай превратился в государство, где царил хаос и правил террор. С января 1967г. началось создание новых антиконституционных органов местной власти - «ревкомов». На первых порах преобладание в них получили лидеры хунвэйбинов и цзаофаней, что вызвало недовольство партийных работников и военных. В конце лета 1967г. в стране фактически был установлен военный контроль. Теоретической основой деятельности КПК были провозглашены «идеи Мао Цзэдуна». В программной части Устава содержалось положение о назначении Линь Бяо «преемником» Мао Цзэдуна.

Второй этап «культурной революции» - от ІХ до Х съезда КПК - начался в мае 1969г. и завершился в августе 1973г. Некоторым руководители, которым удалось сохранить свои позиции, требовали корректировки экстремистских установок в области экономики, учитывая насущные потребности развития страны. В августе 1970г. в Лушане был проведен ІІ пленум ЦК КПК 9-го созыва. Линь Бяо и Чэнь Бода вновь заявили о необходимости сохранения поста Председателя КНР в новом варианте Конституции КНР. На пленуме разгорелась борьба. Мао Цзэдун 31 августа 1970г. написал документ «Мое мнение», в котором подверг резкой критики взгляды Чэнь Бода, заявив, что последний «осуществил внезапную атаку, занимался провокационной деятельностью». После этого развернулась критика Чэнь Бода, было заявлено о проведении расследования в отношении него. Сразу после пленума ЦК партии принял решение о начале кампании «критики Чэнь Бода и упорядочения стиля». Вслед за исчезновением с политической арены Чэнь Бода в сентябре 1971г. исчезают министр обороны Линь Бяо и группа военных руководителей (шесть из них были членами Политбюро ЦК КПК). По сообщению китайской стороны, Линь Бяо 13 сентября 1971г. погиб в авиационной катастрофе вблизи Ундерхана на территории МНР, пытаясь после неудавшегося «переворота» удрать за границу. В марте 1973г. ЦК КПК принял решение о реабилитации бывшего Генерального секретаря ЦК Дэн Сяопина и восстановлении его в должности заместителя премьера Госсовета.

Третий этап «культурной революции» продолжался с сентября 1973г. до октября 1976г., то есть от Х съезда до разгрома контрреволюционной «банды четырех» во главе с Цзян Цин, ознаменовавшего собой конец «культурной революции». Несмотря на достигнутый на Х съезде компромисс между различными силами в КПК, обстановка в стране продолжала оставаться нестабильной. В начале 1974г. по предложению Цзян Цин, Ван Хунвэня и их сторонников, одобренному Мао Цзэдуном, была развернута новая общенациональная политико-идеологическая кампания «критики Линь Бяо и Конфуция». Начало ей положили выступления в печати, направленные на развенчание конфуцианства и восхваление легизма – древнекитайского идейного течения, господствовавшего при императоре Цинь Шихуане – главе первой общекитайской деспотии (3 век до н.э.). Специфической чертой кампании, как и некоторых предыдущих, явилось обращение к китайским аналогиям, к аргументам из области китайской политической мысли в целях решения актуальных идеологических проблем. После этих событий прокатилась новая волна репрессий, Дэн Сяопин был снят со всех постов, премьером Госсовета КНР стал министр общественной безопасности Хуа Гофэн. В Китае развернулась новая политическая кампания «борьбы с правоуклонистским поветрием пересмотра правильных выводов культурной революции», острие которой было направлено против Дэн Сяопина и его сторонников. Начался новый тур борьбы с «лицами, облеченными властью и идущими по капиталистическому пути». После выступлений на площади Тяньаньмэнь газета «Жэньминь жибао» писала: «Инцидент еще более убедительно доказал, что буржуазия находится как раз внутри самой Коммунистической партии. Если раньше некоторые люди не понимали, что идущие по капиталистическому пути – это как раз и есть внутрипартийная буржуазия, которая является главным объектом продолжения революции при диктатуре пролетариата, то контрреволюционный политический инцидент на площади Тяньаньмэнь заставил их осознать это /Сидашенко, 1991, с. 49/.

9 сентября 1976г. в Пекине на 83-м году жизни скончался Мао Цзэдун. С его смертью завершилась целая эпоха истории Китая новейшего времени. Мао оставил Китай в кризисной ситуации. Смерть Мао Цзэдуна и последующие события, связанные с арестами устранением по инициативе маршала Е Цзяньина от власти «четверки»- Цзян Цин, Чжан Чуньцяо, Яо Вэньюаня и Ван Хунвэня, явились важным рубежом в истории Китая. Они поставили точку на крупнейшей политической кампании в КНР, продолжавшейся 10 лет и принесшей столько горя и жертв китайскому народу, -«культурной революции»/Сидашенко, 1991, с. 157/.

27 лет правления Мао Цзэдуна в Китае завершились, но они изменили многое. Начался новый этап развития страны.



БОЛЬШОЙ СКАЧОК

БОЛЬШОЙ СКАЧОК

(Great Leap Forward) В 1958–61 гг. инициированная Мао Цзэдуном (Mao Zedong) попытка решения экономических проблем Китая посредством массовой индустриализации. Китай принял первый 5-летний план в 1953 г. Его реализация сопровождалась постепенной коллективизацией сельского хозяйства и национализацией (с выплатой компенсации) предприятий промышленности и торговли. План строился по советской модели с использованием скрытых налогов на доходы крестьян в виде устанавливаемых государством низких закупочных цен, объявлением безоговорочного приоритета тяжелой промышленности, сосредоточением промышленных предприятий в городах и введением всеобъемлющей командной системы планирования экономики. План оказался весьма эффективным. Однако о двойственном отношении многих китайских лидеров к централизованному планированию по образцу советской модели свидетельствует тот факт, что до 1955 г. претворение плана в жизнь осуществлялось не в полном объеме и он не публиковался. В 1957 г. план был подвергнут жесткой критике и в 1958 г. практически полностью заменен политикой "Большого скачка". Больше к нему никогда не возвращались. Приверженность Китая централизованной командной экономике (которую уже начинали критиковать в других странах коммунистического мира) оказалась, таким образом, очень кратковременной. Мао Цзэдун начал набрасывать контуры альтернативного подхода еще в декабре 1955 г. (предисловие к работе "Прилив социализма в китайской деревне"); полностью он был изложен к 1958 г. в внутрипартийных документах, став реакцией на сталинскую эксплуатацию деревни, его упора на тяжелую промышленность, а также его пренебрежение к инвестициям в сельское хозяйство и легкую промышленность. Он был также реакцией на авторитарную бюрократию, непопулярность которой самым драматическим образом выразилась в лозунге "ста цветов" и к которой Мао по своему темпераменту (и по опыту партизанской войны) был настроен чрезвычайно враждебно. Альтернативный подход подразумевал также решение специфических китайских проблем: 1) соотношение факторов производства, которое характеризовалось уже большим и продолжающим быстро увеличиваться населением, недостатком возделываемых земель и нехваткой капитала; 2) ситуация, сложившаяся в результате попытки увеличить квоты поставок продукции сельского хозяйства в урожайные 1954 и 1955 гг., оказалась крайне неудачной и показала, что терпение крестьян, недовольных тем, что государство ведет накопление ресурсов за их счет, дошло до предела; 3) опасность, исходившая от враждебно настроенных США, вкупе с хрущевской политикой мирного сосуществования, чему Китай мог противопоставить только децентрализованное сопротивление партизанского типа, опирающееся на местное самообеспечение "зерном и винтовками". Альтернативный план Мао разработал на основе собственного военного опыта организации разбросанных на большой территории партизанских баз и развития их экономики в кооперативной форме. Вместе с тем он во многом воспринял и западную теорию развития 1950-х гг., в которой упор делался на использование избыточной рабочей силы в сельской местности посредством программ интегрированного сельскохозяйственного развития для создания местной промышленности и совершенствования местной инфраструктуры. В 1957 г. китайское правительство, следуя советскому примеру, приступило к децентрализации управления государственным сектором и к передаче этой функции местным властям, а от них – отдельным предприятиям. Под влиянием Мао Цзэдуна реформа вылилась в нечто совершенно иное – в децентрализацию вплоть до сельской общины. Началась широкомасштабная кампания, призывающая сельские общины перестраивать свою жизнь, опираясь на собственную инициативу. Позднее, в середине 1958 г., были созданы коммуны как костяк планирования, как многоцелевые местные административные органы, состав которых формировался в основном из лидеров, находящихся на содержании общин и подотчетных им. Поначалу это движение было встречено с великим энтузиазмом, однако вскоре стало давать сбои по мере того, как руководители затевали соревнования, пытаясь брать на себя больше обязательств, чем их соседи. Громкие обещания местных руководителей принимались высшим руководством и превращались в плановые цифры национального масштаба. Идеи, подобные деревенской выплавки железа и стали (вполне реальные там, где были ресурсы и необходимые производственные навыки), превратились в обязательные и универсальные. На смену убеждению пришло принуждение вопреки торжественным публичным обещаниям всех руководителей еще до начала кампании, что это будет сугубо демократическое. Новых задач было столько, что сельская рабочая сила, обычно избыточная (до 1/3), была исчерпана почти до предела. Экстремисты объявили, что наступил настоящий коммунизм – полевые кухни, насущно необходимые в условиях массового перемещения трудовых ресурсов, стали институтами, обеспечивающими каждого по его потребностям. Обобществлению подверглись даже крестьянские приусадебные участки со свиньями и фруктовыми деревьями. Китайское партийное руководство на местах делало единственное, что умело, – привносило командную экономику сталинского толка практически в каждый дом. Коммуна, в полном противоречии с ее исходной концепцией, была превращена в одну большую ферму. Преуспевающие деревни заставляли передавать средства в пользу бедных деревень, загнанных в одну с ними коммуну, что вызывало резко негативную реакцию. Мао осудил реквизицию собственности крестьян и одобрил их сопротивление. Он требовал восстановления в правах исходной концепции "Большого скачка" как процесса, при котором добровольное участие в успешном развитии местной экономики должно породить у крестьян новое понимание потенциальных возможностей планирования на уровне коммун. Но начавшегося движения он уже остановить не мог, и оно фактически вышло из-под его контроля. Тем временем на страну обрушились неблагоприятные погодные условия, которые окончательно разрушили и так уже ослабленную и деморализованную экономику села. К 1961 г. "Большой скачок" был остановлен начавшимся голодом, а не изменением политического курса. Те, кто пережил этот период, оглядываются назад со смешанным чувством ужаса из-за его последствий и гордости за его большие и долговременные достижения (плотины, дороги, шахты, заводы, лесопосадки). Однако тогда политическим последствием "Большого скачка" стало ослабление авторитета Мао, дискредитация его альтернативной экономики коммун и бригад, которые служили ему точкой опоры в реформаторской деятельности или были, как говорил Мао, "нашей великой и славной надеждой". Все это обусловило отказ от политики коллективизации в деревне.


Политика. Толковый словарь. - М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .


Политология. Словарь. - РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое "БОЛЬШОЙ СКАЧОК" в других словарях:

    Название экономической политики, которую проводила в 1958 1860 гг. Китайская Народная Республика эпохи Мао Цзэдуна (1893 1976). Так назвало эту амбициозную и завершившуюся крахом политику само политическое руководство Китая. Иносказательно: 1.… … Словарь крылатых слов и выражений

    Большой скачок - (Great Leap Forward) (1958), проводившаяся в Китае политика развития пром ти и с. х. путем создания домашних произ в в деревне и достижения повышенных произв. показателей за счет энтузиазма и преданности народа патриотическим и социалистическим… … Всемирная история

    У этого термина существуют и другие значения, см. Большой скачок (значения). История Китая … Википедия

    История Китая Эпоха неолита Три властителя и пять императоров Династия Ся Династия Шан … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Большой скачок (значения). Большой скачок (1928 1933) период в истории СССР, когда происходило интенсивное развитие экономики в результате индустриализации, коллективизации и культурной революции … Википедия

    - «Большой скачок» в СССР (1928 1933) «Большой скачок» в КНР (1958 1960) Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие ста … Википедия

    «Большой скачок» на Восток - При сохранении системного кризиса управления, дальнейшего распада экономики при существующей открытости к внешнему миру и негативных тенденциях падения уровня жизни наиболее реальным становится сценарий вхождения Восточной Европы в экономическое… …

    «Большой скачок» в капитализм - После падения «железного занавеса» Запад был охвачен рыночным романтизмом, ожиданием открытия огромного и последнего на Земле экономического пространства для Колумбов международного бизнеса. Относительно высокая покупательная способность… … Геоэкономический словарь-справочник

    скачок - большой скачок значительный скачок небывалый скачок огромный скачок … Словарь русской идиоматики

    большой - 1 исключительно большой небывало большой необыкновенно большой необычайно большой непомерно большой очень большой поразительно большой удивительно большой фантастически большой 2 большой авантюрист большой авторитет … … Словарь русской идиоматики

Книги

  • "Большой скачок" и народные коммуны в Китае , Ю. Яременко. В брошюре обстоятельно раскрываются существо и методы экономической политики, начало которой положили нынешние руководители Китая еще в 1958 г. в форме так называемых "трех знамен" :…

Начиная с конца XIX в. и вплоть до прихода в 1949 г. коммунистов к вла­сти огромный Китай был одним из самых бедных и слабых государств, ко­лониальным плацдармом для Англии, Германии и Японии. Местные чинов­ники отличались беспредельным взяточничеством, армия была морально разложена, промышленное производство и минеральные ресурсы контроли­ровались иностранным капиталом. Китай был похож на СССР после Граж­данской войны в 1922 г.

Придя к власти в 1949 г., руководство Китая во главе с Мао Цзэдуном взяло курс на национализацию собственности и коллективизацию сельского хозяй­ства, создание основ советской модели социализма: было устранено вопиющее социальное неравенство, национализирована значительная часть промышлен­ности, недра, банки, уничтожены безграмотность, коррупция, воровство, про­ституция, наркомания. Национализация промышленности привела к концен­трации сил и освобождению от власти иностранного капитала.

В ходе выполнения первого пятилетнего плана (1953-1957) предпочтение отдавалось развитию тяжелой промышленности (выпуск ее продукции уве­личился на 75%). В 1958 г. Мао Цзэдун, рассорившись с новым руководством СССР во главе с Н.С. Хрущевым, отошел от советской модели развития, высказывая недовольство прежними темпами роста. Закончилась советская эра китайской модернизации.

зднее эту средневековую меру пришлось отме­нить, но те самые условия труда, с которых все началось, ухудшались с каждым годом. А про­изводительность труда и не думала расти. Про­изводственные фонды в СССР не обновлялись десятилетиями. Еще и сегодня на машиностро­ительных заводах можно встретить станки, при­сланные из Америки по ленд-лизу. Чиновничество после революции на 80% пере­шло из царского управленческого аппарата в со­ветский. Мелкие предприниматели из купцов и мещан в большинстве своем стали вначале нэп­манами, а затем - совслужащими типа завма­га или начсклада. Дальнейшая история показа­ла, что чиновникам и госслужащим революции нипочем. И в 1993 г. они плавно перетекли из советского аппарата в российский. Однозначно проиграли от революции дворян­ство и крупная буржуазия. Эти два класса попро­сту исчезли из дальнейшей российской истории. Буржуазия - надолго. Дворянство - навсегда. Вместе с дворянами исчезла и неповторимая культура. Поэзия русского Серебряного века вы­родилась - и это в лучшем случае - в револю­ционную «лесенку» Маяковского. В архитектуре праздничный модерн сменился строгим конст­руктивизмом.

Советская власть с ее мелочным стремлением постоянно следить, чтобы гражданин не спел

«неправильную» песню, не получил «длинного рубля», не застеклил лишний метр парников, мечтала создать «нового человека коммунисти­ческого завтра». То, что у нее получилось, мы сегодня называем «совком». Если коротко, это половозрелое и трудоспособное существо, го­товое променять свободу на гарантированный паек. Но история учит: тот, кто меняет свободу на колбасу, обычно не получает ни свободы, ни колбасы.


В начале века Россия была на 4-5-м месте в мире по уровню производства, развитию основ­ных фондов, степени капитализации. При Совет­ском Союзе мы пусть ненадолго, пусть не по всем показателям, но вышли на 1-2-е место. А вот по производству на душу населения Рос­сия и при царях, и при генсеках отставала от развитых стран в десятки раз! Николай II любил считать броненосцы, Сталин - танковые армии, Брежнев - баллистические ра­кеты. А граждане великой страны, вышедшей на околоземную орбиту, стояли в очереди за «су­повыми наборами» и покупали трусы по талонам месткома. Что-то подобное имела в виду Мар­гарет Тэтчер, называя СССР «Верхней Вольтой с ядерными ракетами».

Сокращено по источнику: Аргументы и факты. 2000. № 45.

Кампания была нацелена на укрепление индустриальной базы, а ее планируемый итог — резкий подъем экономики страны. Однако все сложилось иначе. Кампания продолжалась с 1958 по 1960 год и обернулась социальной катастрофой: следствием «Большого скачка» стала смерть порядка 45 млн человек.

«Сталь — основа скачка во всех направлениях». (wikipedia.org)

«Большой скачок» вылился в ряд массовых всекитайских кампаний, к которым привлекалось практически всё население, насчитывавшее тогда почти миллиард человек.

Знамя. (wikipedia.org)

В конце 1950-х на 90% Китай был аграрной страной.


Крестьяне. (wikipedia.org)

Основой будущего «Нового Китая» должна была стать «народная коммуна», являвшаяся, по мнению , лучшей формой постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Пропагандистский плакат. (wikipedia.org)

Главной проблемой подъема экономики и индустриализации считалось производство стали. В соответствии с директивой партии, повсюду стали строиться мастерские по производству стали из руды. К осени 1958 года в Китае действовало более 700 тыс. кустарных доменных печей, а на работу по производству металла было мобилизованно до 100 млн человек. Спустя год после начала скачка стало понятно, что хорошего качества сталь можно производить только в крупных печах на больших фабриках, однако проект продолжался. Итог: экономические потери в результате «битвы за сталь» достигли 2 млрд юаней.

Крестьяне. (wikipedia.org)

В обязанности крестьян входила выплавка металла, изготовление сельскохозяйственного инвентаря и транспортных средств. Они занимались этим вместо отдыха от работ в поле. Итог: многие поля пришли в запустение.

Плакат. (wikipedia.org)

В обязанности крестьян еще входила борьба с крысами, мухами, комарами и воробьями. Это объяснялось тем, что воробьи пожирают урожай, принося национальному хозяйству колоссальный убыток.


Борьба с воробьями. (wikipedia.org)

За полгода китайцы уничтожили 1,96 млрд птиц. Итог: был нарушен экологический баланс, резко увеличилось количество насекомых, истреблявших немногочисленный урожай.


Собрание. (wikipedia.org)

Привлечение огромного количества людей к производству стали, уничтожение воробьев, плохая погода 1959 и 1960 годов, увеличение поставок зерна для заполнения государственных хранилищ в соответствии с планом за счет отъема доли у крестьян, наводнение из-за разлива реки Янцзы (от него погибли 2 млн человек) привели к массовой гибели людей от голода.


Дети. (wikipedia.org)

Согласно архивным данным компартии Китая, примерно 45 миллионов китайцев погибли от голода между 1958 и 1962 годами.


Беспризорные. (wikipedia.org)

В январе 1961 года состоялся IX пленум ЦК КПК, который решил приостановить политику «Большого скачка» в сельском хозяйстве и принял чрезвычайные меры по закупке зерна в Канаде и Австралии. Реальная заработная плата снизилась в городах на 10%. Попытка строительства «Нового Китая» обошлась стране почти в 70 млрд долларов, что составляло около одной трети валового национального продукта.


Пэн Дэхуай, Цзяньин, Булганин и Хрущев. (wikipedia.org)

Первая жесткая критика политики «Большого скачка» прозвучала на Лушаньской партконференции летом 1959 года (выступал маршал Пэн Дэхуай). Он выразил несогласие с политикой мобилизации всей страны на осуществление кустарной выплавки стали, указал на поспешность в проведении коммунизации, критиковал обстановку, сложившуюся в политбюро ЦК КПК, за отступление от принципов коллективного руководства, поставил вопрос об ответственности всех руководителей партии, «включая товарища Мао Цзэдуна», за ситуацию, сложившуюся в стране. Итог: смещен Мао со всех постов.


Встреча. (wikipedia.org)

Противостояние в партии продолжалось вплоть до Культурной Революции (1966). В итоге Мао Цзэдун публично признал допущенные ошибки, покинул пост Председателя КНР, уступив его Лю Шаоци. Он и Дэн Сяопин занялись деколлективизацией и частичным возвратом к «капиталистическим» методам управления. Но Мао это не понравилось. В ходе Культурной революции развернулась борьба с «идущими по капиталистическому пути». Итог: Пэн Дэхуай, Лю Шаоци и Дэн Сяопин были подвергнуты репрессиям.